Страсти по утиной охоте

В перерыве между празднованиями тридцатилетия театра и юбилея Сергея Афанасьева в Городском драматическом театре состоялась премьера.

Словно в диссонанс с праздничным настроением – горький и пронзительный разговор о человеке и его мечтах, которые не сбываются. В школьном учебнике сказали бы: «о герое нашего времени».

Бывшая некогда культовой пьеса Александра Вампилова «Утиная охота» поставлена Александром Баргманом очень осторожно, бережно, так, что реалии шестидесятых годов прошлого века обозначены, но действие происходит словно бы вне времени, здесь и сейчас. В нашей субъективной реальности. А может быть - в бредовом видении Зилова, лежащего на огромном столе перед зрителями. Не то на обеденном, где вчера только лилась рекой водка, не то на операционном, где на наших глазах как историю болезни рассматривают его жизнь. А порой стол и вовсе кажется каталкой в морге, на которой после препарирования лежит тело Зилова. Или еще не тело?

И то, что происходит вокруг - его видения, которые так тесно переплелись с реальностью, что самому ему не распутать, не разорвать.

Круг поворачивается, и начинается такая обыденная на первый взгляд история, какие десятками случаются на соседней улице - загулял парень, между женщинами запутался, с сослуживцами поругался. Только вот смотрим мы историю глазами Зилова, и друзья предстают перед нами такими, какими воспринимает их Зилов. Глуповатый Саяпин (Петр Владимиров) и его стервозная жена (Татьяна Жулянова), самодовольный Кушак (Владислав Шевчук), смешной и недалёкий Кузаков (Платон Харитонов). Да разве же это друзья, так, недоразумение. Они предают, сплетничают, насмешничают... С ними Зилову скучно, душно. И с ним он сам насмешничает, сплетничает, предает.

Немного выделяется из этой несуразной толпы лишь официант Дима (Денис Казанцев). Суровый, немногословный, уверенный в себе. Куда увереннее, чем даже сам Зилов. Именно он - проводник Зилова к его мечте, к утиной охоте. К свободе… Потому что обязательно должна быть какая-то цель, какая-то мечта, какой-то выход из этой серой маеты, бессмысленности существования, в которой Зилову душно и темно. А там, на охоте, где можно летать – так летать, стрелять – так стрелять, там должно быть хорошо. Ну хотя бы там-то должно быть все правильно? И не беда, что ни разу не удаётся Зилову попасть в цель. Но он обязательно попадет. Вот только разберётся с делами и женщинами.

Женщины Зилова - три мойры, три грации, три любви. В видениях Зилова они нежны, послушны и прекрасны, как птицы в небе. А вот в реальности… Разочарованная истеричка жена (Снежанна Мордвинова), грубоватая любовница продавщица Вера (Олеся Казанцева), наивная студентка Ирина (Янина Третьякова). Впрочем, так с любой охотой - предвкушение, азарт, выстрел… А что потом делать с жесткой, пахнущей тиной и рыбой тушкой утки, начиненной дробью?

 

Так и Зилов. Ему кажется, что мечта близко, вот еще шаг, и будет хорошо… Но не случается. Ни с женой. Ни с Верой. Ни с Ириной.

Глупые птицы-женщины, на что они надеялись, какой любви искали? Как может кого-то любить мужчина, который не любит и себя и окружающий мир, которому тесно и душно, и противен он сам себе?

Зилов – милый, очаровательный, хороший парень, душа нараспашку. Но круг поворачивается, чуть приближая героя. И спадают розовые очки. Он жесток и инфантилен, ни на мгновение не задумывается о чувствах тех, кто рядом, он вообще не задумывается ни о чем, кроме того, что ему душно и плохо. И все вокруг виноваты в том, что они – не такие, как требуется его мятущейся душе.

Андрей Яковлев удивительно точно показывает нам своего инфантильного героя, проводя его буквально по тонкой грани от полного распада до яркого, жизнеутверждающего танца, призванного доказать всем вокруг и главным образом себе, что он, Зилов, может - летать, любить, стрелять…

Но это лишь на одно мгновение и то в его видениях. Ибо в жизни и стрелять не умеет, и летать не дано и любить не может. Разочаровавшись, устав от бесконечной рефлексии Зилова, уходят и жена и Ирина. Да и Вера давно передана в другие руки. Остаются обида и одиночество.

Зилов бредет по краешку бездны, за которой пустота и уже незачем жить. И когда он проходит по этому краю, круг поворачивается, и приходится продолжать жить.

Но как жить в мире, где ни друзей, ни любви? Стоит ли жить в таком мире? Где спасение? И приходит пора перестать откладывать и поехать на ту самую утиную охоту, которая больше, чем мечта? Почти новая жизнь, в которой все будет иначе, не так… Но взлететь самому не выходит, значит нужен тот, кто поможет, поведет за собой? И не важно, что совсем недавно Зилов с Димой поругался, что бросил ему в лицо презрительное «халдей». Для инфантила нет связи между поступком и следствием. Нет ничего важнее собственных желаний здесь и сейчас. И хватается Зилов за телефон. И растерянно по-детски просит: «Дима, возьми меня, пожалуйста, на утиную охоту»…

Евгения Буторина

http://pensioner54.ru/mozaika-zhizni/dosug/moi-vpechatleniya/5376-strasti-po-utinoj-okhote

 

Подпишитесь на репертуар и новости сегодня и узнавайте первым о самом важном.


Мы гарантируем, что ваши данные не будут переданы третьим лицам и будут использованы только для рассылки новостей и репертуара нашего театра. Нажимая кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ", вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.