Искусство не для всех

В 1987 году в Новосибирске появился первый авторский театр. Сегодня ГДТ под руководством Сергея Афанасьева имеет статус не только одного из лучших в Новосибирске, он востребован в России.
-- Сергей Николаевич, несмотря на культурные связи театров страны, интерес столицы, в том числе к театру Афанасьева, понятие "провинциальный театр" все же существует. Вас это не обижает как режиссера?

-- Я давно уже спокойно отношусь к этой псевдоконкуренции со столицей. Только чудовищный комплекс провинциалов, который подогревается изо всех сил некоторыми СМИ, влияет на мнение зрителей, что якобы все лучшее в Москве. От этого комплекса надо избавляться, в первую очередь воспитывая чувство собственного достоинства. Очень показателен Рождественский фестиваль искусств. Меня радует, что лучшие российские и зарубежные театры все меньше и меньше нас удивляют. И не потому что качество показываемого продукта падает -- просто растет качество местного продукта. Я рад появлению в городе такой личности как Владимир Оренов -- он способен привить Новосибирску полезный культурный "вирус".
-- Если говорить о критике и критиках: как часто вас задевали их оценки вашей работы?
-- Мои амбиции не завышены и не занижены. Мне нравится когда меня хвалят и не нравится когда ругают. Плохо когда и то и другое делают дилетанаты. В местной прессе, к сожалению, судят о театре люди не всегда компетентные. Мнения эти бывают поверхностные. После премьеры "Иванова" я видел одну статью написанную в несколько хамоватом тоне -- а это уже непрофессионально. Корреспондент издания опоздала на 30 минут и покинула зал, не дождавшись окончания спектакля. Она посчитала, что все поняла и написала негативный текст, не ставя под сомнение свои выводы. После гастролей в Санкт-Петербурге было много хороших публикаций, подготовленных профессиональными театральными критиками. За исключением одной оценки человека, якобы хорошо знавшего Володина -- он предъявил претензии к спектаклю, посмотрев его "володинским глазом". Но меня это огорчило ничуть не больше, чем неприятные публикации в местной пресссе. Быть может даже меньше -- признание дома важней.

Искусство не для всех

-- Репертуарная политика театра строится исключительно на ваших личных пристрастиях к тем или иным авторам?
-- Само понятие "репертуарная политика" -- это атавизм, термин пришедший к нам из советского времени. Тогда репертуар любого театра действительно был политически обоснован. Давайте говорить о репертуарной концепции -- она основывается исключительно на моих личных пристрастиях, поскольку театр этот авторский. Поскольку я художник, то у меня есть собственное понимание мира, человека. И только в рамках этого понимания я и подбираю пьесы, не руководствуясь "установками правительства и партии", спросом зрителя. Иначе бы я ставил нехорошие пьесы современных авторов с употреблением ненормативной лексики и мизансценами, оскорбляющими человеческое достоинство. Люблю Чехова -- его пьесы по настоящему интересны и глубоки, предполагают высокий уровень разговора со зрителем -- в нынешнем сезоне в театре была премьера по его пьесе. Если же говорить о современной драматургии... Напрасно это понятие сведено к временным рамкам. Настоящая драматургия современна тогда, когда она актуальна. И это так же определяется пристрастием режиссера. Пьеса может лежать годами и не быть никем востребованной, и вдруг зазвучит так, что у зрителей рты открываются.
-- Не секрет, что сегодняшнему зрителю классические пьесы интересны в меньшей степени, нежели экспериментальные постановки. Сделав акцент на камерность, вы в конечном результате, лишаетесь определенной категории зрителей, а значит в какой-то степени и дохода, который может пойти на дополнительные декорации...
-- Это абсолютно нормально. Театр как вид искусства, предполагает, что внутри этого вида есть жанр классический и "попсовый". Не исключаю, что есть хорошие образцы и последнего. Но кто сказал, что театральное искусство -- для всех? Да, мы живем за счет дотаций муниципалитета, собственных средств от продажи билетов. В нашем театре достаточно скромная постановка с мизерным гонораром обходится в 150-200 тысяч рублей. Настоящая, объемная, в разы дороже. Но я убежден, что не всегда, или почти никогда уровень материальных затрат не определяет художесвенного качества спектакля. Да, это важно, необходимо, потребность времени. Но бывает так, что в постановку вложены баснословные средства: сшиты костюмы, сами по себе являющиеся произведением искусства; сделаны декорации, которые украсят любую сценографическую выставку -- а спектакля нет. В то же время есть Гришковец, который выходит один с тремя бумажными самолетиками -- и мы видим великий театр.

Несколько лет назад Новосибирск облетела новость: режиссер Афанасьев планирует присупить к съемкам приключенческого фильма. Были уже отстроены декорации в предгорье Алтая. Но... авария на трассе. Две недели за жизнь Афанасьева врачи боролись в реанимационном отделении. А потом несколько месяцев он провел на больничной койке.
-- Сергей Николаевич, что это было: трагическая случайность или знак судьбы?
-- Не думаю, что "злой дух Алтая" не пустил нас к себе. Хотя, безусловно, Алтай обладает необьяснимой магией, которая ощущается на психо-физическом уровне. Там меняется восприятие пространства и времени, меняется способ духовного существования. И жизнь, и собственное "я", и окружающие предметы воспринимаются там иначе. Есть совпадения, которые людям суеверным свойственно превращать в закономерность. Близкие люди после аварии "подсказали" мне, что это наказание. Но, если бы в жизни все складывалось так просто: согрешил -- наказан; совершил добродетель -- награжден. Я человек верующий, православный, крещеный, поэтому не склонен мистифицировать случившееся. Все что предначертано нам -- произойдет и никому не дано разгадать тайны человеческой судьбы, рождения и смерти. Я доверяю господу Богу свою судьбу, пусть он ей распоряжается.

Подпишитесь на репертуар и новости сегодня и узнавайте первым о самом важном.


Мы гарантируем, что ваши данные не будут переданы третьим лицам и будут использованы только для рассылки новостей и репертуара нашего театра. Нажимая кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ", вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.