«DREAMWORKS»: ТОЛЬКО ЛЮДЕЙ НЕ ЕШЬТЕ

В мире, в котором каждый одинок и никто не знает, что такое любовь,  главное ни при каких условиях не начинать есть людей. Потому что… может понравиться.

В начале театрального сезона в новосибирском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева состоялась премьера по пьесе модного российского драматурга Ивана Вырыпаева, «Dreamworks». Уже название спектакля как бы толсто намекает, что очень часто в жизни бывает как в голливудском кино. А со стены – напротив зрительного зала, смотрит на зрителя тот самый «Кислород», с которого у драматурга все и началось: это светильник, который должен загореться всеми огнями в нужный момент.

Перед нами история американских людей, которые каждую субботу собираются, чтобы принимать наркотики и рассуждать о буддизме. И то и другое уже превратилось в ритуал, который, вероятно и стимулирует на жизнь всю компанию. Случайным образом из нее выпадает человек – по причине смерти жены. Любимой и единственной. И это компанию так расстраивает, что заставляет вернуть человека к реальности, к нормальной «мужской» жизни. Всеми способами – в том числе не вполне этичными. Хотя, как покажет развитие действия, вопросы этики к буддизму не имеют никакого отношения.

Кто все эти люди? Эти люди – так называемая «элита»: тридцатипятилетний Дэвид, главный редактор журнала «Наука и общество» (Андрей Яковлев), приближающийся к сороковнику книжный издатель Тэдди (Платон Харитонов), сороколетний крупный бизнесмен Френк (Захар Штанько), его жена Салли - главный редактор женского журнала (Нина Сидоренко), его любовница, модель Бэтти (Инна Исаева). Их работа – это работа мечты, фабрика грез (Dream works). Воплощать свои мечты – это их работа.

Центром рассадника мечтателей, а также идейными вдохновителями компании является Максимильян, богатый покровитель американских буддистов с явно нетрадиционными наклонностями (Артем Чернов). И, собственно, «лама» Джон, американец по происхождению (Петр Шуликов). Именно они руководят мечтами всей честной компании и направляют их туда, куда им приятней и понятней.

А где-то за пределом всех возможностей для мечты обитает Мэрил (Вера Бугрова) – журналистка и бывшая жена Дэвида, которая уже умерла, но по какой-то причине до сих пор не может покинуть вечно кайфующую тусовку. Вероятно потому, что она спаяна с вышеобозначенной компанией намертво: держит ее рядом память мужа, который никак не может стать бывшим. Хотя условия жизнедеятельности в режиме буддизма, вроде бы, очень к этому располагают.

Ведь существуя в удобном режиме буддизма, ты имеешь право постоянно все менять – потому что в мире нет ничего постоянного. По сути, ты имеешь право делать абсолютно все – хотя бы потому, что твоя жизнь не закончится после смерти. А значит и нет никакой вечной любви.

Казалось бы, должен появиться персонаж, который сломает всю эту сонную идиллию. Но здесь не место ломке разнообразных систем. И даже новая героиня, тридцатилетняя Элизабет (Татьяна Жулянова) ничего не изменит в расстановке сил. Потому что этот мир статичен и устойчив, как крепкие стулья, расставленные по периметру сцены.

В этом мире можно болтать ногой рассуждая о Боге, бесконечно менять женщин, между делом травить мужей, а также слушать и воспроизводить разнообразные монологи-мантры, составленные из «правильных» – до сведенных скул, – слов. И даже петь эти самые слова в караоке, воображая что ты на Бродвее. Главное помнить, что все это лишь «слова-слова-слова» и больше ничего. Тогда гипноз не сработает, и вы останетесь всего лишь зрителем.

А если приглядеться, можно обнаружить в сюжете явные параллели с фильмом «Куда приводят мечты» 1998 года выпуска, с Робином Уильямсом в главной роли. Главный герой этого фильма отправляется в ад за покончившей самоубийством женой. Герой пьесы «Dreamworks» Дэвид погрузится в свой персональный ад, который весьма отличается от кинематографического. Но, по сути, также безумен. И еще: говорят, что оттуда уже не возвращаются. И уже не хочется ни кокаина, ни буддизма, потому что хочется наконец получить ответы на свои, личные вопросы к Богу.

«Dreamworks» – это спектакль-сон. И ровно также как сон, он местами похож на бред, а местами – прорывается сонными «озарениями», которые хочется тут же, оторвавшись от подушки, срочно записать.

Если вы хотите получить ответы на какие-то свои, личные вопросы к Богу, по ходу представления у вас появится возможность их в очередной раз задать самому себе. И уставший Бог из сна, скорее всего, раздраженно ответит: «Делайте что хотите, только людей не ешьте».

Светлана Фролова

http://odin1.ru

 

Мы гарантируем, что ваши данные не будут переданы третьим лицам и будут использованы только для рассылки новостей и репертуара нашего театра. Нажимая кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ", вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.