Новосибирск. "Карл и Анна" в Театре п/р Сергея Афанасьева

Многие в Новосибирске думают, что питерский актер Александр Баргман живет у нас. Так часто появляется он на местных улицах, в кабаре-кафе «Бродячая собака», на различных площадках нашего города, а главное, — на подмостках Городского драматического театра п/р Сергея Афанасьева. Следствием давней дружбы стало решение бессменного художественного руководителя ГДТ доверить постановку приглашенному режиссеру. Тем самым спектакль «Карл и Анна» открыл в ГДТ проект «Десять лучших режиссеров России», о чем официально заявил Афанасьев.

Не читайте пьесу Леонгарда Франка «Карл и Анна». Она прямолинейна, мелодраматична и годится в качестве сырья разве что для сериала. Обязательно прочтите пьесу — и почувствуете, что Анну, женщину с рыжими волосами и белой кожей, должна играть только Светлана Галкина. А потом посмотрите спектакль — и восхититесь, сколько личностного привнесла она сюда, оцените, что постановка рождалась в сотворчестве режиссера и актеров, благодаря чему со сцены прозвучал текст, лишь отдаленно намекающий на оригинал. Посмотрите спектакль — и изумитесь творческой свободе и фантазии художника, разламывающей рамки первоисточника и дающие ему простор для преображения. Впрочем, особенность спектаклей ГДТ — это умение коллектива превращать недостатки драматургии в достоинства.

Баргман не стал исключением, а в остальном проявил оригинальный режиссерский почерк, опровергнув расхожее мнение, что зря актеры берутся за режиссуру. Баргман не так уж часто появляется на экране, в отличие от сцены, но, чтобы рассказать эту историю, обратился к кинематографическим приемам. Тихое, как сверчок на печи, стрекотание пленки, мастерски поставленный свет и стоп-кадры, приоткрывающие таинство любви, вплывающая из Космоса музыка Дворжака... Все это навевает ностальгию по прошлому с его неторопливым течением времени, когда вглядываешься, вслушиваешься в себя, в близкого, в предметы. Для такой атмосферы органичен полуреальный ангел-хранитель Макс с гармошкой (Максим Мисютин), помогающий любящим преодолеть отчуждение, переступить условности, настроиться на одну волну, остаться вместе. В такую атмосферу вписываются совершенно не современные по сегодняшним меркам бесхитростные и порывистые чудаки, славные простаки — Карл и Рихард.

Карла играет Петр Владимиров, Рихарда — Владислав Шевчук. Несмотря на то, что это актеры совершенно разного плана, несмотря на значительную разницу в возрасте персонажей, оказываются они неуловимо похожи, как родственники, есть общее у двух этих солдат. Судьба свела их в лагере военнопленных, где они провели бок о бок три года и хлебали из одного котелка. И еще — это два единственных мужчины в жизни Анны. Да, именно так — два единственных. Мотив Пенелопы — бродячий сюжет мировой литературы. Только в той, далекой, доисторической войне Пенелопа 20 лет ждала. Бесконечное ожидание — состояние изнуряющее и разрушающее. Вот и оказывается их трое: в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе В. Гуркина в театре «Глобус», в краснофакельском «Моем бедном Марате» А. Арбузова. «Карл и Анна» увенчал военно-любовный треугольник в театральном Новосибирске, но Баргман, несмотря на обозначение жанра как «история о любви и войне», обошелся минимумом сценического времени и средств в воплощении войны, опустил большинство набросанных Франком сцен в лагере. Не столько война его интересовала, сколько духовные категории вне времени и пространства. Не столько битва на поле брани, сколько внутренняя борьба, происходящая в душе человека. Главной темой спектакля стала невозможность находиться одному, вне взаимного духовного обогащения, бессмысленность и уродливость вдовьей жизни, естественное стремление к любви, к раскрытию и реализации себя в этом чувстве. Режиссер рьяно отстаивает право человека быть счастливым, что и составляет наше предназначение и главный смысл жизни. Театр ступает на опасную территорию морали, порождающей обывательские клише. На чужом несчастье счастья не построишь? Нельзя завоевывать чужую жену, нельзя вторгаться в чужую жизнь? Но не бывает правил, общих для всех. Каждый человеческий случай уникален.

Будто бы все так просто... Да разве сможет Анна выкинуть из души Рихарда? Здесь же все пропитано его, Рихарда, потом, слезами, смехом, восторгами. Вот свистит печная заслонка — он все собирался ее починить, да не успел. Вот зеркало, которое он притащил ей в подарок, вбил гвоздь, повесил, расставил на полочке женские финтифлюшки, полюбовался, и герои превратили приобретение зеркала в праздник. Они, Рихард с Анной, вообще были наделены даром поэтизировать быт, преображать жизнь, умели театрализовать ее, для этого им не надо было особых внешних атрибутов. Художник Николай Чернышов визуализировал их духовное пространство, населил его какими-то волшебными вещами, оживил каждую... Если бы он не был таким болтуном, бедный Рихард. Если бы он не выбалтывал своему соседу по нарам, своему другу Карлу все подробности своей короткой, но такой страстной любви. Если бы не эти мучительные будни в лагере, когда только образ Анны и спасает, помогает выжить. Если бы он не был таким фантазером, юный Карл. Если бы он не намечтал себе эту женщину, ради которой сбежал из плена, ни на секунду не усомнившись, что именно он ей нужен. То жизнь стала бы похожа на дистиллированную воду. В комнатку Анны ворвался Карл, сорвал с окон грязные бумажные полосы, распахнул створки, впустил свет и звуки, включил увлекательное кино. Только настанет момент, когда такое уютное, такое ненавязчивое стрекотание оборвется и Анна с Карлом окажутся перед потухшим экраном.

Пожалуй, есть все же один общий закон — за счастье нужно платить. Вот только кто заплатит большей болью, большим отчаяньем? Рихард переступит родной порог, по-хозяйски отопьет из носика чайника, подбросит уголек в печку. Он уже все понял. За мгновенье, как вернуться.

Карл и Анна уйдут и тихо растворятся в неизвестности. Рихард и впорхнувшая на минутку Мария (Анна Ермолович) окажутся вдвоем. Быстро-быстро будет что-то тараторить влюбленная в чужого мужа девушка, забалтывать его, отвлекать от только что открывшегося кошмара. Они останутся вместе, Рихард и Мария. Они обязательно останутся вместе!

 

 

 

Мы гарантируем, что ваши данные не будут переданы третьим лицам и будут использованы только для рассылки новостей и репертуара нашего театра. Нажимая кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ", вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.