В «Танце «Дели» много говорят и часто умирают

 Ася Галкина  о спектакле "Танец "Дели" ,  портал "Сибкрай"
 
Сергей Афанасьев поставил спектакль, выходящий за рамки традиционного театра.
В первую очередь, необычен выбор материала. Ранее художественный руководитель НГДТ работал в основном с классикой. «Танец «Дели» – пьеса современного драматурга и режиссёра Ивана Вырыпаева.
 
- Иван Вырыпаев, пожалуй, одно из самых интересных имён современной драматургии. Человек, который пробует себя и в режиссуре, великолепно проявляет себя как актёр, занимается кино и пишет пьесы. Я всегда был поклонником языка его произведений, мне нравится слог, которым он владеет, – признался режиссёр.

Пьеса «Танец «Дели» написана в традиции театра абсурда, когда кажется, что всё происходящее перевёрнуто с ног на голову. Но это только кажется, у абсурдистских пьес своя логика. И нужно попытаться понять – почему всё происходит так, а не иначе.

«Семь одноактных пьес» – таким образом определяет драматург действие «Танца Дели». Такой же композиции придерживается режиссёр. Актёры играют семь объединённых между собой историй. После каждой истории актёры выходят на авансцену и делают поклон.

Историю, по сути, можно назвать бытовой – у главной героини, Кати, умирает мать. В это время она вспоминает давнюю любовь – Андрея, который женат на другой, в семье растёт двое детей. Катя признаётся ему в своих чувствах, и выясняет, что любовь взаимна. Жена Андрея, узнав об измене мужа, кончает жизнь самоубийством. Герои пытаются осознать случившееся и понять, как им жить дальше. Но это – только одна из нескольких сюжетных линий спектакля. Потому что потом, по ходу действия, на сцене появятся и мать Кати, и жена Андрея – живые и почти невредимые – и благополучно участвуют в событиях, которые произошли уже ПОСЛЕ их смерти…
И дальнейшее действие спектакля становится похожим на разобранную мозаику или перепутанный узор. События перемешаны между собой – и не столько во временных, сколько в смысловых рамках. Не могла Катя рассказать матери о том, что призналась в любви женатому мужчине. Потому что к этому моменту её мать УЖЕ умерла. И, тем не менее, в спектакле это случилось – и произошёл важный для обеих женщин разговор. Если бы этого разговора не было, его стоило бы придумать. Из таких важных, жизненно необходимых разговоров, которых, согласно логике, просто не могло быть, и состоит весь спектакль. Персонажи говорят о счастье, о любви, о человеческом горе, о сочувствии, о стереотипах, об искусстве и о смерти. Персонажи «Танца «Дели» вообще много говорят и часто умирают. Я бы сказала, что смерть в спектакле – отдельный персонаж, который стоит за каждым. Как и в жизни…

Вместе с тем композиционно действие развивается как бы по спирали. В ходе всех «семи одноактных пьес» некоторые разговоры повторяются, но меняются мизансцены, меняется отношение персонажей к обстоятельствам, меняется манера игры актёров. Изначально они подчёркнуто наигрывают, им не веришь, не сочувствуешь. Актёр говорит: «мне больно», но так неестественно, что интонация вызывает смех в зрительном зале. Но потом они начинают играть в психологическом ключе, и как-то совершенно неожиданно персонажи становятся искреннее, человечнее.

Режиссёр ввёл в спектакль интермедию (в пьесе этого нет) – после каждого поклона актёров выходит девушка и танцует индийский танец. И раз от раза меняется движения и само настроение её танца. При этом, на заднике сцены идёт видеоряд – он объясняет происходящее.
Откуда возникает этот танец? Главная героиня – танцовщица. Когда-то она придумала удивительный танец, прекрасный танец, но родился он из человеческой боли, грязи и ужаса – всё это Катя увидела на одном из рынков Дели. И персонажи спектакля не раз вспоминают об этом танце и через него пытаются смотреть на свою жизнь.
И не случайно и драматургом, и, вслед за ним, режиссёром, был выбран именно индийский танец, имеющий религиозный, сакральный характер, где нет ничего случайного, где каждый жест – символ, а весь танец – это целая история или легенда. Легенда, рассказанная с помощью танца…Интермедия уводит и персонажей и зрителей от бытового, частного, расширяя восприятие едва ли не до размеров вселенной.

Где происходит действие спектакля? Стены сценического пространства завешены белой тканью. В центре – небольшой подиум овальной формы. На нём стоят три стула. Это – первая мизансцена спектакля. И уже здесь – тени двух стульев перекрещиваются на заднике и их выгнутые спинки создают ощущение танца, ритма, движения. Затем выходят персонажи, садятся на стулья и начинают играть… В первом варианте это – больничная комната, где собираются родственники или друзья умирающего человека. К ним выходит медсестра и сообщает о печальном событии. Кстати, очень интересный персонаж, стоит особняком по отношению к остальным и единственная, кто ходу спектакля не умирает. Она же и единственная, кто приходит к осознанию неизбежности собственной смерти...
Итак, место действия. Чёткой привязки ко времени и определенному пространству нет. К тому же, нужно учитывать смысловые неувязки. Где возможны такие неувязки? Например, во сне, где можно поговорить с умершим человеком, где можно рассказать о давно скрываемом чувстве... С этой точки зрения место действия – это территория сна, и именно на ней встречаются персонажи спектакля. Или просто театральная сцена, на что намекает подиум… Может быть, это и не так важно. Главное – люди пришли сюда, чтобы в чём-то разобраться. И раз за разом они возвращаются в эту белую комнату, словно отыгрывая один и тот же танец (или спектакль), пока он не станет идеальным. Пока не выговорится каждый.

Персонажи много говорят, говорят напрямую, говорят, что думают, что чувствуют. Они как будто торопятся сказать друг другу всё, и через этот разговор пытаются понять, прежде всего, самих себя. И от мелкого, частного, бытового переходят на более глубокий уровень осознания. Каждая человеческая жизнь – линия, часть большого узора, часть большого танца. Танца жизни, танца Дели. Отпусти то, что уже произошло, то, что уже нельзя изменить, то, что уже стало ещё одной нитью мироздания. Фигура танца завершена, рождается следующая и так далее.
Танец – это ритм, ритм – это сердце, сердце – это жизнь. Рождение и смерть – естественные атрибуты жизни. И маленькие пчёлки, и люди, и целые планеты (на спектакле всё это есть в видеоряде) движутся в ритме, в танце.
Сам спектакль организован ритмически. Я бы даже сказала, что это – спектакль-танец, фигуры которого повторяются, изменяются, усложняются.

Сложно сразу понять основную, ведущую тему спектакля. Потому что в нём затрагивается много вопросов, и за деревьями не сразу видишь лес. Может быть так – искусство помогает принять жизнь, оно преображает жизнь и приносит счастье. Художественное восприятие реальности, как и в танце Дели, не борется с болью, а просто вбирает её в себя, превращает во что-то прекрасное. И боли становится меньше.
В нём, в искусстве, в танце Дели находит утешение каждый из персонажей пьесы. Он помогает им даже на смерть посмотреть, как на естественную часть жизни. Жене Андрея он помогает пережить боль от смерти мужа. Балетному критику – подруге Кати и её матери – помогает понять себя. В чём разница между состраданием и хождением на митинг? А в чём разница между понятиями «быть» и «казаться»?
И, наверное, то же самое ощущает каждый зритель, взаимодействие с которым в спектакле есть, но не прямое. Один единственный раз режиссёр слегка намекает на существование зрительного зала – когда один из персонажей говорит, что все мы умрём, то делает рукой обобщающий жест, включая в него не только героев спектакля, но и зрителей. Вообще, любой ритмический рисунок завораживает смотрящего. У меня возникли те же эмоции, что и от описываемого в спектакле «танца «Дели». Сначала – страх, неприятие, возникающие из-за ощущения, что режиссёр приоткрывает такие тайны жизни, о которых предпочитают даже не думать. А потом, во время интермедии, когда танец ускоряется, стало весело, даже захотелось отбивать такт музыки. И ближе к завершению – ощущение гармонии и умиротворения, которые опят же подчёркивались в движениях танца.
А в середине сценического действия я поймала себя на мысли, что хочется просто смотреть и воспринимать – для себя, а не сидеть и думать, как сделан спектакль. Смотреть, как из какой-то неразберихи прямо на твоих глазах рождается что-то волшебное, упорядоченное и прекрасное. Ведь нельзя не согласиться с тем, что танцевать и писать о танце – не одно и то же.
Спектакль «Танец «Дели» идёт в Новосибирском городском драматическом театре под руководством С. Афанасьева. Премьера состоялась 8 мая 2010 года.

Подпишитесь на репертуар и новости сегодня и узнавайте первым о самом важном.


Мы гарантируем, что ваши данные не будут переданы третьим лицам и будут использованы только для рассылки новостей и репертуара нашего театра. Нажимая кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ", вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.