«Гранатовый браслет»: звук лопнувшей лампочки

В Новосибирском городском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева вышел спектакль, поставленный по «самой целомудренной вещи о любви» писателя Куприна. Очень женский спектакль - во всех смыслах.

Как специалист по разнообразным человеческим «ямам» дошел до истории о безответной любви угадать не трудно. Как известно, Александр Куприн собирал материалы для своих сюжетов в реальной жизни. И в реальности действительно имела место быть история неразделенной любви, которую писатель как-то услышал от своей жены.

Вообще, Желткова звали Желтый. Он действительно был телеграфистом и долго добивался внимания одной знатной дамы. И, кстати, тоже как-то преподнес предмету своей страсти браслет – правда, совсем не гранатовый, а с пасхальным яичком и гравировкой. Далее Желтый получил отказ… но совсем не бросился стреляться. Для этого у него не было никаких поводов. А всего лишь уехал из города. Впоследствии даже женился. И возможно, даже со вкусом прожил остаток своей жизни.

Разумеется, такой банальный исход больших писателей обычно не вдохновляет. Поэтому решено было сделать из Желтого неврастеника с мятущейся душой, и, разумеется, пристрелить в финале – чтобы читательницы натурально рыдали. И Куприн попал в яблочко – до сих пор «Гранатовый браслет» является любимым произведением обожательниц любовной литературы всех возрастов. Потому как, ежели в личной жизни любовь так и не случилось – то хотя бы, как говорится, страницы полистать.

Режиссер Анна Зуева доводит эмоции рассказа на сцене до упора, гипертрофирует их, и делает пространство дома известной княгини где-то даже комедийно-сказочным. В спектакле к тому же ясно ощущается влияние постановок Сергея Афанасьева: персонажи как будто временами проваливаются в сон, в котором существуют наряду с духами этого поместья.

Большая часть действия происходит во время именин княгини Веры Николаевны (Янина Третьякова). Поэтому традиционный для Сергея Николаевича прием с вводным домашним концертом становится, чуть ли ни главным составляющим полуторачасового спектакля. Персонажи по очереди дают небольшие представления себя – каждый самовыражается, как может. Выходит хорошо – весело и забавно.

На фоне остальных, конечно, совершено блистает очаровательная Людмила Львовна – вдова, сестра князя Василия (Татьяна Скрябина). Декаденствующая мадам в декольте, черных кружевах и невообразимой шляпе, не отставляя ни на минуту фужер с кровавым вином, поет потрясающий романс о любви. Правда, потом окажется, что номер с пением ей просто почудился – и непонятно, виновато ли тут вино, которое услужливо подливает страшненькая инфернальная Даша, горничная Шеиных (Надежда Фаткулина). То ли вся эта нехорошая квартира – заколдована.

А между тем, в этой самой нехорошей квартире вроде бы все хорошо. Но отчего же томится Вера Николаевна? Оттого ли, что у нее нет детей? Или может быть просто оттого, что любовь к мужу так и не проклюнулась, а заняться – нечем? Вот, скажем, у Анны, сестры Веры (Олеся Казанцева) и детей полно, а счастья в личной жизни тоже недостаточно. Словно на свежий бифштекс бросает ее к армейскому кутиле (Дмитрий Упольников).

Впрочем, абсолютно у всех гостей и хозяев этого дома ощущается острейший недостаток любви. Любовь здесь – это призрак, мистификация, старые ужасные байки – которые живут только в воспоминаниях, в каком-то параллельном мире. У каждого своя любовь, но в итоге ее почему-то нет. А может быть, все проще. Может, любовь просто кто-то выдумал. И поэтому выстрел за сценой очень напоминает звук лопнувшей лампочки.

Желтков Алексея Казакова тоскливо, задумчиво наблюдает за праздником домашней жизни с «верхней палубы». Он тоже не местный житель – литературный персонаж. И на стене не даром висит совсем не ружье, а спасательный круг. Который, к слову, никто так и не рискнет бросить «утопающему». А все почему? Правильно. Потому что, как известно, спасение утопающих в руках самих утопающих: мы сами выбираем, во что верить.

Светлана Фролова

http://odin1.ru/articles/detail/granatovyy-braslet-zvuk-lopnuvshey-lampochki-/

 

Мы гарантируем, что ваши данные не будут переданы третьим лицам и будут использованы только для рассылки новостей и репертуара нашего театра