И жаль несбывшейся любви...
В Новосибирском городском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева показывают «Мораль пани Дульской».
Написанная более ста лет назад пьеса Габриели Запольской – ехидная насмешка автора над мещанской моралью, этакая комедия «их нравов». История властной пани Дульской, которая больше всего боится общественного мнения и потому не просто категорически не желает выметать сор из избы, но изо всех сил старается его заметать, не раз шла на разных сценах. Уж больно история «изобличительная» и персонажи яркие.
Сейчас, спустя век после написания, сюжет кажется предсказуемым. Мамочка так боится, что сынок загуляет, что поощряет его шашни с прислугой. А прислуга возьми да забеременей. И приходится мамочке раскошеливаться, чтобы скандала не вышло. Согласитесь, в этом сюжете полный простор и для водевиля и для комедии нравов.
Они очень смешные - вечно суетящаяся, озабоченная пани Дульская Ирины Ефимовой. Туповатая пьяница крестная, в которой почти невозможно узнать красавицу Снежанну Мордвинову. Наивная младшая дочка Меля (Надежда Фаткулина), фанатично верящая в слова маменьки и истово старающаяся сделать мир правильным. Лицемерная стервочка - старшая дочка Хеся (Янина Третьякова), мечтающая о «красивой жизни» - поклонниках и ресторанах…
Скользящий тенью семенит по сцене пан Дульский (Владислав Шевчук). Кивнет жене, потискает кухарку, уворует сигару. Но его жизнь – где-то за пределами этой квартиры, из которой он так целенаправленно стремится исчезнуть. У актера нет реплик, да они ему и не нужны, артист умудряется и без слов рассказать всю жизнь своего героя… И сын его Збышко – порой так напоминает отца. Точно так же резко надевает шляпу, засовывает в рот сигару, так же исчезает из дома при малейшей возможности...
Динамичное действие не отпускает ни на миг, снова и снова вызывая улыбку. Танцы на грани клоунады Збышка (Андрей Яковлев), наивные пафосные монологи Мели, бесконечные появления в окошке при любом упоминании жениха Ганки (Александр Пальшин), феерические проходы кухарки (Дарья Супрунова). Все это с шуточками, водевильными выходами музыкантов и подтанцовкой. Но стоит этой веселой музыке на мгновение замолчать и становится осязаемой трагическая, почти чеховская атмосфера тотальной нелюбви, в которой можно задохнуться.
Афанасьев обозначает жанром спектакля мещанскую трагикомедию. И правда, комедия и трагедия здесь не просто сливаются воедино, а одна вырастает из другой.
Красивая картинка большой благополучной семьи при пристальном разглядывании переворачивается, все оказывается совершенно не тем, что рисовалось.
Пани Дульская уверена, что держит весь дом в ежовых рукавицах. Она бесконечно кричит, приказывает, воспитывает и учит окружающих – детей, мужа, племянницу, служанку Ганку. Но ее давно никто не слушает, не слышит. Ни муж, ни дочери, ни любимый сын, надежда и опора Збышко. Збышко и вовсе оказывается слабым звеном. Гордый потомок Дульских и циничный прожигатель жизни не просто со служанкой спутался. Он еще прилюдно заявляет, что готов на Ганке жениться.
И рушится любовно лелеемый пани Дульской мир.
В том ее мире любовь – это нечто из неприличных романов и скандалов. Вон квартирантка (Анна Терехова) - попыталась отравиться, привлекла внимание к дому и еще лепечет что-то о любви… Пани Дульская такого не понимает и знать не хочет. И вдруг - такой удар со стороны кровиночки…
Андрей Яковлев своего Збышко рисует привычными уже красками – яркая характерность, отточенные движения, немного клоунады и очарование обаятельного повесы. И в сценах с соблазнением Ганки вроде бы все так понятно - зажимания у печки, ленивое наблюдение кота за мышкой. Но иногда, проблесками, мелькает совершенно иной Збышко. Осатаневший от вранья и лицемерия, способный на чувства и ищущий их. Тот, который волне мог бы цитировать «Ваши пальцы пахнут ладаном», тот самый, который доски в дом притащит и будет свою табуретку мастерить как символ новой жизни, где он может и семью содержать, и всего добиться сам…
Но табуретка получается больше похожей на уродливую лестницу, а сжавшийся в позу эмбриона Збышко теряется перед аргументами кузины, понимая, что мелодия Вертинского - она быстротечна, а жизнь заканчивается не завтра… Высокий порыв умирает, затихает мелодия, и вот уже Збышко почти такой же, как вначале - уверенный в себе ловелас и повеса… Но именно что почти. Теперь его движения уже не так резки и уверенны, он словно тускнеет, и совсем как отец, надевает шляпу, берет сигару, размывается, исчезает из дома…
Меняется и героиня его не случившегося романа. Нежная Ганка (Нина Сидоренко), трепетно целующая руку Збышко и боящаяся сказать громкое слово, уверенно торгуется с хозяйкой. Легко отказывается от возлюбленного - и правда, нужен ли самостоятельно девушке такой повеса, не умеющий на своем настоять? И уходит в другую новую жизнь…
Не меняется лишь племянница пани Юльясевич (Татьяна Жулянова) – циничная красотка, не чурающаяся радостей жизни, она кажется легкомысленной. И платья не те носит, и живет вроде бы напоказ, не слушая тетушкиных ханжеских советов. Но внезапно оказывается еще более циничной и расчетливой, чем сама Пани Дульская.
Яркая, раскрепощенная, женственная, она готова пококетничать и пошутить, и пройти почти по грани, но жизнь свою пани Юльясевич строит по еще более жесткому расчету, там, где тетушка опускает руки, племянница четко выстраивает аргументацию. «Я примирилась с жизнью и беру то, что в ней поприятнее. Вот верх мудрости…» - и добивается успеха. Вот оно – истинное новое поколение Дульских, четко знающее, чего оно хочет и умеющее этого добиваться. Она и тетечку поддержит и Хесю воспитает и Збышко, если надо будет, жизнь немножечко украсит. Все довольны и счастливы, конец истории.
И только жаль Збышко. Даже не его, а той несбывшейся любви, которая проглядывает сквозь привычную «комедию нравов», но так и не случается.
Евгения Буторина
http://pensioner54.ru/mozaika-zhizni/dosug/moi-vpechatleniya/4151-i-zhal-nesbyvshejsya-lyubvi