JAM-ТЕАТР: живые книги в прямом эфире
«Один дома» побывал в новом театре, где актеры играют в книги.
Если верить Рею Брэдбери, лучший способ сохранить книгу — это самому стать книгой. В новом театре, который образовали актеры театра Афанасьева, книги не просто превратились в людей, они говорят со зрителями. Актер выступает в качестве такого проводника – поводыря в мир под обложкой. Есть в этом что-то от шамана. Два акта сценического действия превращают импровизированную сцену в IQ баре новосибирского кинотеатра «Победа» в настоящее оккультное пространство – место вызова духов прямо с запыленных книжных полок.
На сцене минимум декораций — всего-то четыре стула. Зато в зале уже все готово к представлению: накрыты столы, заказаны любимые чаи и вина. Кафе-театр — изобретение не новое, но публикой заслуженно любимое: такого рода театры появились в Дании еще в 17 веке и получили впоследствии широкое распространение по всей Европе.
Еще бы, ведь только в таком театре ты можешь себе позволить потягивать из бокала, когда на сцене что-то происходит, и даже жевать попкорн — без всякого зазрения совести. Правда, жующих попкорн тут обычно не наблюдается.
А наблюдается тут самое настоящее живое взаимодействие зрителя и актера: камерное пространство «кафе-театра» создает ни с чем несравнимую атмосферу доверительной беседы. Когда же история одной из «книг» заканчивается, она не уходит за кулисы. А садится к зрителям, за один из столиков в кафе.
И хотя театральный сезон уже завершен, JAM-ТЕАТР все также открыт для новой и постоянной публики. Сегодня, например, на сцене радиопьеса «Луг» Рея Брэдбери и малоизвестные широкой публике рассказы Антона Павловича Чехова.
— Важно, что по жанру это именно радиопьеса, — говорит режиссер JAM-ТЕАТРа Анна Чаленко. — Мне нравится эта форма — что зритель, скорее отдыхает в зрительном зале. Радиопьеса вообще идеальный формат для кафе-театра. Здесь должно происходить что-то легкое — детективные истории, например. На открытии JAM-ТЕАТРа мы показывали детектив, и попали в яблочко: зритель оценил. Потому что детектив в обычном театре практически невозможно сделать.
Тут имеет смысл уточнить, что JAM-ТЕАТР — это не обычная читка, получившая распространение в последнее время. В этом представлении присутствуют все признаки именно спектакля – через какое-то время с помощью Ирины Ефимовой, Алексея Казакова, Платона Харитонова, и Петра Шуликова спектакль начинает идти прямо у вас в голове — по сути, это и есть та самая прямая трансляция спектакля в мозг зрителя.
«ЛУЧШИЙ В МИРЕ КИНОЗАЛ — это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу. Ридли Скотт
Немаловажное значение для спектакля имеет саундтрек – его создает прямо на глазах у зрителя новосибирский музыкант Максим Мисютин. А известный теле и радио-ведущий Анатолий Сивохин выступает тут в качестве конферансье.
В этом сезоне по пятницам JAM-ТЕАТР можно было услышать еще и в прямом эфире «Радио Слово». Кстати, джем – это импровизация. А это значит, что увиденное и услышанное здесь больше никогда и нигде не повторится.
Но, как известно, такого рода сеансы можно производить даже дома – и JAM-ТЕАТР открыт для любых предложений. Хватит заказывать пиццу на дом – в конце концов, от нее только лишние килограммы на талии. Лучше закажите на дом Живую книгу.
Светлана Фроловa
Портал "Один дома" http://odin1.ru/articles/detail/jam-teatr-zhivye-knigi-v-pryamom-efire/