Отзыв на спектакль «Зелёная зона», фестиваль «ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА»

Отзыв театрального блогера Светланы Матвеевой на спектакль «Зелёная зона»

Михаил Зуев «Зелёная зона»
Новосибирский городской драматический театр
Режиссёр-постановщик – Сергей Афанасьев

50-е годы, барак в Подмосковье, у каждой семьи по 8 квадратных метров и картонные стены, отделяющие одну жизнь от другой. Но линии сплелись и запутались. Чужие друг другу люди стали одной большой семьей. Неидеальной, но доброй, искренней и заботливой.

Они живут привычной жизнью, пока перед ними вдруг не возникает иллюзия комфорта — переезд в новый пятиэтажный дом, как символ счастья.

Действие начинается как радиоспектакль, но потом мы проникаем в комнату каждой семьи, где свое счастье и своя трагедия. Снимая слой за слоем интонации, фразы, эмоции мы погружаемся в мир каждого героя.

Сколько судеб разворачивается перед нами, сколько непростых ситуаций, сколько трудных решений, боли и борьбы! И тоже время каждый находит гармонию и смысл в несовершенном мире.

Совсем не старомодно звучали слова по коммунизм, по-новому понятый мной. Коммунизм для советского человека был символом счастья, воплощением идеального мира, где все довольные, культурные, образованные, где дети уважают родителей, «прямо как до революции». Ирония и трагедия жизни. Мы смеемся и плачем. Плачем и освобождаемся от заблуждений, обид и жалости к себе. Мы очищаемся от ненужной шелухи, непонятно кем на нас навешанной.

Проникновенно было прочитано стихотворение «На том берегу», вобравшее в себя всю боль и иллюзорность происходящего, ошибочность выбранного направления. Мы думаем, что счастье на том берегу, и только перебравшись и оглянувшись назад, понимаем, что заблуждались. Проходим долгий и мучительный путь и возвращаемся в точку отсчета с осознанием того, что все, что нам нужно, у нас уже все было до того.

Спектакль можно разбирать на цитаты, такие точные и яркие они были. Казалось бы, 50-е годы, но так близко и понятно. «Времена меняются, люди – всё те же».

В нашей жизни стало больше комфорта, но стала ли она лучше? Разве мы стали добрее, культурнее, честнее? Напротив. В отношениях героев я увидела больше искренности и теплоты, чем в реальных отношения современных людей.
В невыносимых условиях они хранят главное – заботу и понимание.

«Люди всю жизнь ищут гармонию».

Со сцены прозвучали очень верные слова, которые никто и никогда не говорит нам в жизни: «Товарищи, мы — нормальные!» Это в голове живут какие нездоровые мысли, которые крадут наше счастье, не дают любить и ценить то, что у нас есть, лишают радости и вызывают искусственные страдания. Нам всё время твердят, что мы недостаточно богаты, недостаточно умны, недостаточно красивы, что мы — недостаточные. А мы — нормальные. Вот она точка опоры, выбитая из-под ног.

Несравненная и великолепная актриса в возрасте Нина Дмитриевна, прожившая свою жизнь на сцене, как она и мечтала, говорит проникновенные строки, подводящие итог её жизни:
«Искусство, оно искусственно. Я не жила, я лгала. И чем лучше я играла, тем больше лгала. Я не жила, я заменяла жизнь. Точнее, я ей изменяла. И что у меня осталось – альбом с фотографиями».

Превосходная актёрская игра. Ансамбль, где никто не перетягивает внимание на себя. Тонкая и ювелирная работа. Здесь каждый — звезда, а вместе они — созвездие, ослепительно сияющее на небе современного театрального искусства.

Спектакль идёт практически без музыкального сопровождения. Изредка звучат советские песни. Свет – только самый необходимый. Всё пространство заполняет харизма и талант. Зрители хлопали чуть ли не после каждой мизансцены. Чётко прорисованные образы во всём: в одежде, движениях, интонациях, мимике. В каждом движении — судьба. Не надо ничего домысливать, догадывать. Всё кристально ясно. Зрителя ведут через жизнь, через мир, через время.

Превосходная режиссура, точная и иносказательная. Здесь нет конечных монологов для проникновения в ткань спектакля. Всё сыграно, не сказано, сыграно. И понятно почему слёзы, смех, зачем звучат частушки, почему бьют. Неожиданно актёры обращаются к залу и говорят с ним напрямую. Непредсказуемо прозвучал голос режиссера и направил спектакль в новое русло. Динамично и завораживающе живо. Зрители в зале и актёры на сцене проживают одну жизнь на всех.

И вот ответ на блуждающую в интернете фразу с неопределённостью в виде многоточия: «Куда приводят мечты...» (стихотворение Владимира Виниченко)

На том берегу были райские кущи,
Где яблоки рдели на каждом шагу.
На том берегу и хлеба были гуще,
Был лес зеленее на том берегу.
На том берегу, как на сказочном блюде,
Зимой голубели цветы на снегу.
Какие библейски счастливые люди
Чарующе пели на том берегу!
Тот берег далёкий манящим виденьем
Всё детство, как солнце, глаза мне слепил.
И вот, наконец, одолевши теченье,
Я робко на землю чужую ступил.
Дремали под соснами избы косые,
Коровы паслись на прибрежном лугу…
Всё та же до боли родная Россия
Тянулась без края на том берегу.
Всё те же заботы кругом вековые…
Задумчиво я оглянулся назад.
И сердцем прозревшим увидел впервые
Свой берег — прекрасный, как сказочный сад…

Фото "ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА" X фестиваль-лаборатория

Подпишитесь на репертуар и новости сегодня и узнавайте первым о самом важном.


Мы гарантируем, что ваши данные не будут переданы третьим лицам и будут использованы только для рассылки новостей и репертуара нашего театра. Нажимая кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ", вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.