«ОНЕГИН. ПИСЬМА» – ТРОГАТЕЛЬНАЯ КЛАССИКА
Анна Пыресева, студентка кафедры журналистики НГПУ о премьере.
6 июня в честь Дня рождения А. С. Пушкина в Новосибирском городском драматическом театре состоялась премьера моноспектакля «Онегин. Письма» с Ириной Ефимовой в главной роли.
Казалось бы, кто не читал «Онегина»? Все прекрасно знают сюжет, а письма и вовсе выучили наизусть еще в средней школе. Но этот моноспектакль показал: чтобы прочувствовать произведение, школьных знаний недостаточно.
В центре моноспектакля любовная линия Татьяны и Евгения. Такие разные по характеру и отношению к миру персонажи воплотили в жизнь актриса Ирина Ефимова и режиссер Анна Чаленко. Кроме главных героев, у них получилось показать и второстепенных персонажей и передать собственную оценку происходящего, приблизив текст 19 века к современности.
Одна из самых ярких сцен – диалог няни и Татьяны. В момент его прочтения казалось, что актриса буквально молодеет и стареет во время «переключения» между персонажами. Видна была и включенность в текст, и проживание событий. Казалось, что рассказчик (Ирина Ефимова) не просто ведет повествование о событиях произведения, а показывает то, что правда происходило с ней самой. Благодаря этому персонажи буквально ожили, сошли со страниц произведения и превратились в трогательных людей с собственной историей, которую хочется узнать.
Всем известно, что женщине легче понять женщину, чем мужчину. Но, посмотрев спектакль, сомнения возникают и в этом. Все дело в том, что Евгений здесь стал точно таким же «живым человеком» с собственной историей и мотивацией к действиям. Произнося его реплики, как и сам Евгений, актриса становилась эгоистичной и тщеславной, при этом сохраняя явное непонимание вдруг появившихся любовных чувств. Смотря спектакль, ничего не оставалось, кроме как удивляться тому, как выдержан контраст между персонажами, как раскрыта всем знакомая история «двусторонней» безответной любви.
Говоря об «оценочности» и современности, невозможно упустить «ремарки» во время произнесения оригинального текста. Представьте: вы сидите в театральном зале, звучит письмо Татьяны, вы погружены в историю и сострадаете бедной влюбленной девушке, как вдруг вас возвращают в реальность и заставляют задуматься над разницей специфики взаимоотношений того времени и современности. «… Никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна». Именно после этих строк актриса обращается к зрителям, особенно акцентируя внимание на слове «должна» (и правда, кому и что должна современная девушка?) Это ли не тот самый глубокий подтекст классического произведения?
Примечательно и то, что в спектакле сохранена интрига. Да, всем знаком сюжет, но это не мешает появлению неподдельного интереса, когда актриса останавливается на самых интересных моментах – что сказал Евгений, когда встретился с Татьяной после прочтения письма? Как отреагировал князь N, муж Татьяны, когда застал дома Онегина? В спектакле рассказчик специально не отвечает на эти вопросы, мотивируя зрителей перечитать текст произведения.
Говоря откровенно, из-за широкой известности романа сначала могут возникнуть сомнения и скептицизм, будто ничего нового узнать уже нельзя. Но, смотря на то, как Ирина Ефимова погружена в сюжет, как она передает характеры и истории, все сомнения отпадают, и «Евгений Онегин» перестает казаться таким знакомым и, возможно, надоевшим произведением. Одна из самых ярких мыслей, возникших после просмотра, было то, что если бы в школе удалось увидеть такой спектакль, то «Евгений Онегин» не показался бы скучным и непонятным и был бы прочитан «от корки до корки» сразу же.
Анна Пыресева, студентка кафедры журналистики НГПУ