Валерия Лендова: Факт допуска и его результат, или Кое-что из итогов сезона

Свежо предание, а верится с трудом – не так давно для приезжих в наш город мы гордо перечисляли актёрские имена на наших сценах. Сегодня для таких перечислений имён что-то не хватает… Сейчас большинство постановщиков куда изобретательней в создании внешней формы спектакля, хотя бы и в ущерб содержанию; актёры превращаются, так сказать, в часть эффектного дизайна… И вдруг на глазах что-то начинает меняться…

Недавние выпускники театрального института по ходу дела не просто успевают «блеснуть очаровательно». Они решаются вступить в диалог своих героев с миром, вернуть им многозначность трактовок, затверженных, казалось бы, на века. Не просто сыграть «любви пленительные сны», но осложнить их впечатлениями от современного мира с его драматическим противостоянием реальности и нереально-фантастичного, разума и чувства, духа и материи. Так что кажется, на самом дне игры многих, понятной и простой, затаился непредусмотренный гротеск, посылающий «наверх» сводимые не часто серьёз и эксцентрику, тревоги и надежды, лирику и буффонаду… (уникальный Владислав Шевчук, мастер такого рода игры – он же рядом!)

Удивительный «внутренний человек» заговорил в роли Маши из «Чаек» у Варвары Сидоровой, Софьи из «Горя от ума» у Кристины Кирилловой (куда более правой, чем принято обычно ее играть), у Анны Карениной Регины Тощаковой, запомнившейся своей небытовой простотой и искренностью. Успехи недавних выпускниц режиссёра и педагога Сергея Афанасьева в деле воспитания достойной смены ГДТ переоценить трудно.

Поставить «Сон в летнюю ночь», не самую простую, затейливую комедию Шекспира совсем нелегко, но вот работа Регины Тощаковой включена в афишу театра: это ли не Сон, настоящий Сон, невозможный в недавнем прошлом с его вечным припевом «вам ещё рано, рано…» Молодым актёрам сегодня дают приблизиться к режиссуре, этой «профессии из профессий» – ещё одна перспективная черта минувшего сезона! Конечно, рано подводить итоги, но кроме «Сна» в ГДТ с успехом идёт «Беседа без свидетелей» в постановке Константина Брюзгина (в союзе с Анной Тереховой, Петром Владимировым и юным Юрием Кувшиновым).

«Факт допуска» актёров к режиссуре в последние сезоны оказался заразительным. «Старый дом» уже привычно проводит ежегодные смотры самостоятельных работ актёров. Андрей Яковлев с режиссёром Полиной Гнездиловой предприняли успешную попытку показать обаятельную пьесу «Спасти камер-юнкера Пушкина» в «Красном факеле». Успех имело и «Кентервильское привидение» Анастасии Неупокоевой в Театре кукол (отметим блестящую актерскую работу Андрея Меновщикова в роли Сэра Саймона Кентервиля), и отличная пушкинская программа Ирины Ефимовой (режиссёр Анна Чаленко) в том же ГДТ, и уже не первый постановочный опыт Ирины Камыниной в «Глобусе». Тон, как нам кажется, всё же задают женщины, продолжающие упорно строить свою «триумфальную арку»… «Опять женщина», – воскликнул в ответственный момент популярный герой пьесы Сухово-Кобылина, воскликнул однажды и, как выяснилось, на века! Так что не слишком частый выход добротных премьер компенсировали неожиданные решения театров, сумевших всё же доставить нам художественную радость. За что им от нашей секции театральных критиков большое спасибо.


С ожиданием продолжения,
Валерия Николаевна Лендова,
секция театральных критиков при Доме актёра

Подпишитесь на репертуар и новости сегодня и узнавайте первым о самом важном.


Мы гарантируем, что ваши данные не будут переданы третьим лицам и будут использованы только для рассылки новостей и репертуара нашего театра. Нажимая кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ", вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.