В ожидании театрального нашествия
Июль — традиционное время летних отпусков, чем новосибирские театры охотно пользуются. Instagram’ы артистов регулярно пополняются живописными снимками с отдыха, между тем как на официальных сайтах учреждений активно идут продажи первых премьер. Далеко не все планы на ближайший сезон раскрыты и сформулированы, однако некоторые подробности все же имеются. Добрые звери, необычные подростки, знаменитые безумцы позапрошлого века и типичные невротики нашего столетия — именно с этими персонажами новосибирской публике предстоит встретиться прежде всего.
Городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева откроет сезон 20 сентября. Флагманом года и стартовой премьерой объявлено «Горе от ума». «Сатира Грибоедова оказалась настолько тонка и точна, настолько ярко показала общество и известные типажи его представителей, что остается интересной и актуальной по сей день. А тем временем через три года «Горе от ума» отметит 200-летний юбилей! — уточняет пресс-служба ГДТ. — Как будет звучать эта история в нашем варианте? Одно можем сказать: за дело взялись профессионалы!»
Любимую сценическими подмостками и разошедшуюся на цитаты комедию Александра Грибоедова поставит главный режиссер театра Сергей Афанасьев. Художественное оформление спектакля осуществят Евгений Лемешонок (сценография) и Олеся Беселия (костюмы). Актерский состав определен, однако список исполнителей пока не опубликован, поскольку в следующем сезоне в труппе произойдут существенные изменения. Так, артист Андрея Яковлев, без которого еще весной невозможно было бы представить реинкарнацию Чацкого в подвальчике на Вокзальной, с осени числится в труппе «Красного факела» и дебютирует в камерном спектакле «Раздражение». Очевидно на главную роль в «Горе от ума» претендует другой артист, о чем станет известно в конце августа. Пока же репетиционный этап в Городском драматическом не вступил в активную фазу, Сергей Афанасьев ведет набор на режиссерский курс в Новосибирском театральном институте. На пять вакантных мест в мастерской мастера (специализация «режиссер драмы», заочная форма обучения) претендуют 57 человек. И для данного направления в самом творческом вузе столицы Сибири это абсолютный рекорд.
Театр «Красный факел» готовится к открытию 100-го сезона. Старт вековому юбилею задаст спектакль на малой сцене. Режиссер Артем Находкин и художник Егор Овечкин представят комедию «Раздражение» по одноактным пьесам Сэма Бобрика, Дарио Фо и Франки Раме. «Вам наверняка знакомо чувство недовольства, перерастающего в ярость, — анонсирует премьеру пресс-служба театра. — Когда все происходящее ужасно нервирует и кажется, будто люди вокруг сговорились вывести вас из себя. Как вернуться в зону комфорта, если не помогают ни курсы управления гневом, ни медитация? На этот вопрос пытаются ответить персонажи нового спектакля «Красного факела», которые не понаслышке знают, что такое крайняя степень раздражения. Необычные ситуации, в которые они попадают, могут показаться смешными кому угодно, только не им самим».
Театр «Глобус» к первой премьере следующего сезона приступит в августе. Первые показы спектакля, открывающего юбилейный — 90-й для новосибирского молодежного театра год, назначены на 23 октября. В этот день новосибирские зрители увидят сценическую интерпретацию пьесы Даны Сидерос «Всем кого касается». Режиссером спектакля выступит выпускник Ярославского государственного театрального института и «Школы театрального лидера» при Центре им. Вс. Мейерхольда — Евгений Маленчев (Тула).
Дана Сидерос — псевдоним российского драматурга, поэтессы и иллюстратора Марии Кустовской. Родилась в Казани, живет в Москве. Работала редактором журнальной кинорубрики, публицистом, дизайнером, видеографом. Известность получила благодаря публикации своих стихов в интернете. Драматургом же становиться, по собственному признанию, не собиралась: просто со временем стали накапливаться мысли, в стихи не умещающиеся, в прозу складывающиеся как-то «подозрительно», а в пьесу — в самый раз. Дебютная пьеса Даны Сидерос «Стена живых» — о стариках, которым не находится места в жизни, стала лауреатом Международного конкурса новой драматургии «Ремарка-2016». Через два года пьеса «Всем кого касается» заняла второе место в так называемой «Маленькой ремарке», подконкурсе, специализирующемся на пьесах для юной аудитории, и вошла в шорт-лист объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация».
Пьесы Даны Сидерос востребованы современным театром. Спектакли по произведениям автора идут в Перми, Караганде, Санкт-Петербурге. «Всем кого касается» впервые была поставлена в Москве — на сцене театра «Сатирикон». Режиссером выступил Константин Райкин, сформулировавший главную тему спектакля как «способность понимать и принимать иного, другого».
В репертуар новосибирского «Глобуса» «Всем кого касается» попала благодаря лаборатории «Современная российская драматургия для подростков — путь к зрителю», проведенной в октябре 2018 года на базе театра. Идея лаборатории родилась из проекта, который исследовал отклик подростковой фокус-группы на пьесы современных драматургов, написанных для детской аудитории. Проект включил семь пьес, вошедших в лонг- и шорт-листы «Маленькой ремарки». До финального раунда — создания эскизов спектаклей — добрались только четыре текста, набравшие наибольшее количество голосов фокус-группы. Два названия — «Война» Юлии Поспеловой и «Фото топлес» Натальи Блок — нашли свое место в афише театра «Глобус» и будут регулярно играться в пространстве спецпомещения в следующем сезоне. А «Всем кого касается» Даны Сидерос уже в октябре войдет в репертуар большой сцены.
Место действия пьесы — образцовый класс элитной гимназии. В благополучный мир детей обеспеченных родителей попадают два брата из детского дома, разговаривающие друг с другом на особом, только им понятном языке прикосновений и жестов. «На первый взгляд может показаться, что конфликт ограничится противостоянием юных снобов и «белых ворон», — сообщает пресс-служба театра «Глобус». — Однако сюжетные линии уведут далеко за пределы привычных ожиданий. В историю подростковых страстей — с первой любовью, борьбой за лидерство, взаимоотношениями с родителями и учителями — вплетается детективная линия. А развязка сюжета принесет одинаковое количество вопросов и ответов. Перед нами — поразительно светлая пьеса о кризисе общения, поиске идеалов и принятии инаковости человека, словом, о том, что касается всех и каждого».
Несмотря на то что в пьесе «Всем кого касается» поднимается зачастую табуированная современным детским театром тема отношения людей к «другому» человеку, драматургу удается избежать мрачного антуража и финальной безысходности, обычно сопровождающих подобную проблематику на сцене. «Я уверена, что если уж пишешь для детей, то надо говорить о том, что из всего есть выход, — резюмирует в одном из интервью драматург Дана Сидерос. — Это не значит, что все время должны розовые пони бегать по ромашкам. Но и линейной декларации, что все плохо, плохо, плохо, а будет еще хуже — тоже как-то хочется избежать. Ну, плохо, а дальше-то что?.. Отчасти поэтому все происходит довольно тихо, ну, знаете, без маканий друг друга в унитаз в школьном сортире и сломанных ребер. Хотя мне уже предъявляли, что все как-то слишком плюшево».
Впрочем, если кому и не претит на сцене так называемый плюш, так это главному режиссеру Новосибирского театра кукол. Осенью Ольга Гущина в тандеме с художником Мариной Папониной выпустит спектакль «Крошка Енот» по мотивам сказки Лилиан Муур. Веселая история о доверчивом еноте, который стал храбрым и смелым, однажды ночью сходив за раками к ручью, ориентирована на самого маленького зрителя и интерпретирована в формате старой доброй сказки с милыми анималистическими персонажами и доступным смыслом. Поскольку объем литературного текста невелик, постановочная группа решила дополнить сюжет новыми персонажами, а образы уже знакомых героев расцветить говорящим хобби. Дикобраз примется сочинять стихи, кролик начнет выращивать морковку, а обезьянка (та, которая в оригинале не существовало вообще) захочет стать артисткой и начнет восхождение к своей заветной мечте. «В этой сказке будут озвучены простые и мудрые мысли, в правильности которых люди убеждаются с опытом, — рассказывает режиссер спектакля Ольга Гущина. — Если ты приходишь к людям с добром и улыбкой, то это располагает и обезоруживает. Надеюсь, благодаря знакомству с нашим спектаклем маленькие зрители станут добрее относиться друг к другу, научатся разговаривать и дружить».
Кстати, куклы к спектаклю «Крошка Енот» уже готовы и ждут выхода артистов-кукловодов из отпуска в мастерской театра. Для аудитории старше шести лет Новосибирский театр кукол подготовит подарок к Новому году. Режиссер Вера Каратаева и художник Александра Павлова, поставившие спектакль «Карлик Нос», работают над интерпретацией сказки «Снежная королева». Творческая группа обещает активно использовать живой план и весьма нетрадиционно решить образ заглавной героини — в художественном и философском смысле.
Рекордсмен по экзотическим гастролям — театр «На левом берегу» откроет свой 22-й сезон в конце сентября премьерой уголовной истории по одноименному рассказу Антона Чехова «Шведская спичка» (режиссер спектакля — Александр Лебедев). Театр «Старый дом», оставив в зале всего 80 мест, сделает ставку на «Идиота» в постановке Андрея Прикотенко. А «Первый театр» выйдет на тропу премьер 10 октября. Главный режиссер театра Павел Южаков и художник Каринэ Булгач представят новую музыкальную комедию «Кавердрама. Внеклассная история». Пьесу специально для молодежного театра создает драматург Мария Огнева, аранжировками занимаются Максим Мисютин и Тимофей Пастухов, а хореографию придумывает известный перформер и педагог Александр Андрияшкин.
«Простая, казалось бы, история: молодая команда готовится к выступлению на одном из популярных шоу — музыкальном конкурсе. Недопонимание и творческие амбиции подтачивают отношения влюбленных руководителей, и когда-то дружная команда разваливается на глазах. С репточкой, которую надо как-то разделить теперь на две группы, тоже не все просто — это всем нам знакомый ДК (дворец культуры). Любовь и предательство, как без них, юношеский максимализм и задор, настоящие таланты и совсем наоборот, а главное — мечты и амбиции движут нашими героями на пути к звездам», — анонсирует «Первый театр» и советует держаться за кресла: ведь в саундтрек грядущей премьеры войдут каверы широко известных хитов последних лет.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
На иллюстрациях: афиши спектаклей театров «Глобус» и «Старый дом»; эскизы к спектаклю «Горе от ума» театра под руководством Сергея Афанасьева и спектаклей Кукольного театра