Режиссер Паскаль Лярю в Новосибирске: «Жуан – это идеал абсолютной свободы»
В мае в Новосибирск приехал художественный руководитель театра Ленфюмерэ (город Аллонн, Франция) Паскаль Лярю, чтобы поставить в июне спектакль о самом известном в мире распутнике и сердцееде, имя которого стало нарицательным – о Дон Жуане. Пьеса Жана-Батиста Мольера появится на сцене Новосибирского городского драматического театра (НГДТ) 26 июня. В преддверии премьеры корреспондент ТАЙГИ.info побеседовал с французским режиссером о том, почему испанский герой покорил весь мир.
НГДТ и Ленфюмерэ сотрудничают с 1994 года. Именно тогда в Новосибирске состоялся открытый театральный семинар, на котором присутствовал режиссер и художественный руководитель театра Паскаль Лярю. В 1995 году Лярю поставил на сцене НГДТ спектакль «Плутни Скапена». Потом Франция увидела спектакли НГДТ «Шутки в глухомани» и «На дне». Кульминацией развития русско-французских отношений стала совместная постановка двуязычного «Вишневого сада» в 2005 году, который дважды был показан во Франции и дважды — в России. Спектакль участвовал в Рождественском фестивале искусств, Авиньонском фестивале, в фестивале «Мелиховская весна». Продолжением сотрудничества с французскими коллегами стал спектакль «Конец игры» ирландского драматурга Сэмюэла Беккета, который в январе 2008 года Сергей Афанасьев поставил во Франции.
ТАЙГА.info: Паскаль, вы дружите с Сергеем Афанасьевым около 15 лет. Не так часто встретишь режиссеров, которых объединяют теплые отношения, а не соперничество.
— Дело в том, что театр для Сергея и для меня – способ общения. Мы занимаемся театром, чтобы встречаться с людьми, актерами, зрителями. Встреча, возможность разделить с другими людьми что-то – это основа нашей профессии, без этого она перестанет существовать. На мой взгляд, режиссер, который забывает об этом, забывает и о том, что театр живет, поэтому он делает какие-то мертвые формы. Я думаю, у Сергея такая же жизненная философия, хотя на свете очень мало режиссеров, которые занимаются театром по этим же причинам (смеется).
ТАЙГА.info: В 2005 году состоялся российско-французский проект – спектакль «Вишневый сад». Сейчас вы готовите «Дон Жуана». Чем полезны совместные постановки для артистов и режиссеров?
— В театре, как в жизни. Идти на встречу с другими людьми – это всегда новый опыт. Если мы останемся в своем маленьком огороде, овощи у нас будут хорошие, но все время одни и те же. Если мы пойдем в другие страны, то увидим другие сады, другие овощи. Это как с картошкой: до Колумба никто о ней не знал, а теперь французы едят ее каждый день. До Мольера о Дон Жуане никто не знал, а теперь этот герой стал мировой знаменитостью. Мир состоит из обмена. Возможность обменяться чем-то новым позволяет работать открыто.
ТАЙГА.info: Имеет ли образ Дон Жуана национальные границы. Что в нем испанского, французского и, может быть, русского?
— Дон Жуан стал интернациональной легендой. В каждой стране есть свой Дон Жуан, о котором написал не какой-нибудь местный поэтик, но такие великие творцы, как Карло Гольдони в Италии, Жан-Батист Мольер во Франции, Александр Пушкин в России. Почему великие музыканты, писатели, режиссеры разных стран хотят рассказать историю о Дон Жуане на своем языке? Почему?
ТАЙГА.info: Спектакль и будет ответом на этот вопрос?
— Нет, спектакль – это поиск ответа. Миф о Дон Жуане так огромен, что нельзя его свести просто к идее. В этом персонаже есть что-то такое важное для нашей жизни, если убрать это, мы умрем.
Самый простой ответ, который приходит в голову: Дон Жуан – это идеал абсолютной свободы. В каждую секунду он может принять любое решение, исполнить любое желание без оглядки на что бы то ни было: религию, идеологию, женщин и т.д. В эту секунду он захотел одного, в другую – другого. Дон Жуан – настоящий анархист идей. Разумеется, мы не можем каждый день жить, как Дон Жуан, но мы все об этом мечтаем. Нам приходится делать вначале то, что надо, а потом то, что хотим.
Что есть Дон Жуан? Это жизнь. Что есть метафора жизни? Это огонь. Дон Жуан – это огонь в чистом виде и он сопротивляется всему, что мешает ему гореть. В конце концов, он сжигает все и умирает. То есть, он не экономит свою жизнь. Мы с вами живем экономично, организуем наше время и чувства, поэтому живем долго, а Дон Жуан сгорел быстро.
ТАЙГА.info: Слуга Дона Жуана Сганарель называл хозяина величайшим из всех злодеев, которых когда-либо носила земля. Будет ли он таким в спектакле?
— Надо понять, что значит «злодей». Да, он чудовище, он бросает женщин, оскорбляет своего отца. Главный вопрос я задал актеру, который играет Сганареля: «Ты называешь хозяина злодеем, но, тем не менее, ты всю жизнь проводишь с ним, ты беседуешь с ним о философии, как с другом. Почему?» Почему Сганарель проводит всю жизнь вместе с этим злодеем?
ТАЙГА.info: Если Дон Жуан – идеал свободы, то можно сказать, что он свободен от своих чувств, есть ли у него сердце?
— Скажем так: он не хочет, чтобы чувства его заперли. У Дон Жуана чувства есть, причем он начинает их переживать сразу же, как ребенок. Как только он видит что-то новое, то сразу же забывает о предыдущем чувстве. Полностью! И тут же начинает переживать новое, такое же сильное. Например, он любит одну женщину, потом другую, а потом он хочет в сражении поучаствовать – он идет и выигрывает! Выигрывает каждый раз, чтобы он ни затеял. В конце концов он просто устал.
ТАЙГА.info: Мне кажется, Павел Поляков как нельзя лучше подходит для роли Дон Жуана. Как думаете, Павел больше похож на Дон Жуана или Дон Жуан на Павла?
— Когда мы предложили эту роль Павлу, мы поняли, что угадали. Чтобы сыграть роль Дон Жуана необходим человек, который лаком до жизни, человек с невероятной энергией, которая может сопротивляться всему. Паша очень много работает и устает. И это очень хорошо! Это настоящий Дон Жуан, который в жизни проигрывает все возможные роли, чтобы соблазнить всю публику.
ТАЙГА.info: Считается, что Мольер написал пьесу в спешке. Заметны ли какие-то нестыковки в развитии сюжета?
— Да, Мольер создал «Дон Жуана» где-то за два месяца. Это и видно, и не видно. Пьеса очень быстрая, странная, встречаются некоторые недостатки. Например, драматург взял кусочки из многих событий и смешал их воедино. Нападки на аристократию, на церковь, на буржуазию стоят вместе с комедийными и лирическими сценами. Но автор был гениален, он сумел все это выстроить в единое целое.
В то время Мольер столкнулся с тяжелыми переживаниями в своей жизни: «Тартюф» был запрещен к постановке, у Мольера были проблемы с деньгами, проблемы в семье, депрессия, так как после «Тартюфа» на него нападали регулярно. Если прямо сейчас он не пишет пьесу, у актеров его театра не будет работы, а про него все забудут. Нужно защищать себя, поэтому «Дон Жуан» выстроен вот так (машет кулаками, будто защищаясь от нападения).
При этом Мольер очень хорошо знает и умеет делать свою работу. Он много пьес создал до того, поэтому быстро писать он может. Как и у Шекспира, который написал «Ромео и Джульетту» за 15 дней, у Мольера был большой опыт работы в театре. Два месяца — это не время работы, а лишь время написания произведения. Сравните пьесу с картиной: ценность рисунка не исчисляется временем, затраченным на его написание. Художник может сделать великое произведение очень быстро, потому что он рисовал эскизы в течение многих лет. Так и в одной пьесе «Дон Жуан» представлен весь мольеровский театр.
Беседовала Алина Хабирова