ПАВЕЛ ПОЛЯКОВ: "ГОТОВЬТЕ СВОЕ СЕРДЦЕ К ВСТРЕЧЕ!"
Утонченному, интеллигентному, кинематографически красивому актеру Театра Афанасьева Павлу Полякову, казалось бы, на роду написано играть лирических героев. Однако он может быть и манерным учителем танцев, и Дуремаром, и Гоголем, а то и всеми сразу, если на то будет режиссерская воля. В спектакле «Ревизор» Павел действительно одновременно играл трех персонажей. Об этом необычном актерском опыте и о том, что является истинным показателем успеха мужчины, актер рассказал журналу СТИЛЬ.
СТИЛЬ: Павел, в спектакле «Ревизор» вы играете сразу три роли: Гоголь, слуга городничего Мишка и трактирный слуга. Как удалось сделать всех трех героев абсолютно разными?
ПАВЕЛ ПОЛЯКОВ: Для меня это, конечно, было настоящим испытанием, проверкой на профессионализм. Типаж у меня такой, что и в институте, и в театре я чаще всего играл лирических героев. А Сергей Николаевич [Афанасьев] принял нестандартное решение и дал мне сразу три острохарактерные роли. Честно, я не думал, что могу быть так сильно похожим на Гоголя. У нашего театра совместно с «Домом Актера» в прошлом году был проект «Классики играют в классики», и я уже примерял на себя писательский образ, но о Гоголе даже не думал, а Сергей Николаевич его во мне увидел.
И какой он – Гоголь внутри вас?
Наверное, не тот мистический гений, каким его обычно изображают, а человек, которому далеко не чужды и людские добродетели, и людские пороки. Его особенность заключалась в том, что он очень хорошо видел и понимал природу человека, был как бы над окружающим миром. У нас в спектакле есть сцена, где Гоголь и Пушкин стоят за окном и наблюдают финальную картину, когда Городничий узнает, что Хлестаков – самозванец. Вот в этом весь Гоголь: каждый из его героев – и Хлестаков, и Городничий – были в нем. Но он осознавал это и понимал, что от этих пороков нужно избавляться, нужно двигаться куда-то дальше. И языком сатиры, через смех, он показывал себе и читателям ужас происходящего вокруг.
А в чем, собственно, ужас?
Мы застряли в мире ярких образов, картинок, информации, которая полностью дезориентирует человека, и он не понимает, к чему ему нужно идти, теряется. Происходит какое-то тотальное расчеловечивание. И доводя в своих пьесах эту картину мира до абсурда, Гоголь и в своем время говорил и сейчас говорит нам, что пора как-то очеловечиваться обратно.
Критики очень похвалили вашего Мишку, отметив необыкновенную пластику персонажа. Как вы перевоплощались из Гоголя в слугу?
Я просто думал, как сделать эту маленькую роль интересной, нестандартной, заметной, и подсказку мне дал сам Гоголь. У него в пьесе написано, что слуга Хлестакова Осип, обращаясь к Мишке, отмечает: «Ты, я вижу, проворный парень…» Проворный, шустрый, быстрый – так родилась своеобразная пластика героя. Он постоянно меняется, переключается с объекта на объект – его суровый начальник от него многого ждет, и он должен быть подвижным, как ртуть. Вообще, я впервые одновременно воплощал три образа, и для меня это стало своеобразным толчком к развитию. Я отошел от внутренних стереотипов, попробовал что-то новое. Может быть, сам до конца не понимал, что во мне это есть, но Сергей Николаевич – спасибо ему – как настоящий мастер увидел другую мою сторону, и все получилось.
Что хочется попробовать дальше?
Много всего: и на Шекспира хочется замахнуться, и князя Мышкина сыграть, а еще попробовать советскую классику – например, «Утиную охоту» Вампилова. Не знаю, дорос ли я до этих ролей, но мне в театре интересен сам процесс поиска, эксперимент, свершение открытий внутри меня, которыми я хочу делиться с окружающими. А насколько это будет громкая роль – уже не так важно.
Вы – красивый, талантливый актер, мужчина в возрасте максимальных творческих возможностей. Неужели сейчас вам достаточно пространства для самореализации?
Конечно же, нет. У меня полно идей, масса энергии – нахожусь «в активном поиске» интересных проектов. Недавно участвовал в спектакле «Асфальт-театра» под художественным руководством Сергея Чехова – «Путешествие Алисы в Швейцарию». А в Искитиме у меня есть свой театр, в котором я занимаюсь с подростками, уже сам реализую себя как режиссер.
Растите будущих актеров?
Боже упаси, такой амбициозной задачи я перед собой не ставлю. Наверное, стараюсь взрастить в них… человечность. Мы с ними много читаем, общаемся, знакомимся с искусством и пробуем что-то играть. У меня в группе есть девочка, которая живет в 30 километрах от Искитима и все равно приезжает на занятия. И это притом, что у каждого современного ребенка есть гаджет с цветными картинками в нем. Тем более удивительно, что они сохранили естественную потребность живого человека познавать мир вокруг. Жизнь ведь не ограничивается телефоном и компьютером. Компьютер не ответит, как пахнет свежескошенная трава, какие звуки природы есть в лесу. Он покажет красивую фотографию и выдаст максимальное количество фактов о лесной экосистеме из «Википедии». Но даже зная всю эту информацию, ты никогда не поймешь, что такое настоящий лес, пока не побываешь в нем. Поэтому с детьми надо читать, гулять, ходить, показывать – открывать для них настоящий мир.
Современным родителям зачастую не до того.
Значит, и ребенку будет ничего не интересно. Мы с головой уходим в деньги, в карьеру – и это очень нужно и важно в жизни. Но это не главное. Наша задача – осознать, что наши ориентиры сбились, и попытаться маленькими шажочками вернуться обратно. Например, мужчина должен в первую очередь реализоваться не на работе, а в семье: как муж и отец. Многие думают: «Что-то дома не очень – уйду-ка я с головой в работу». Но ведь это же звенья одной цепи! Если в семье всё получается, то и в профессии будет хорошо. Может, я идеалист, но мне хочется хотя бы попытаться найти вектор, по которому нужно идти.
Павел, как профессионал в своем деле вы можете в целом оценить новосибирскую театральную культуру и сказать, что нового и полезного в нее можно привнести?
Мне кажется, что нам не хватает эксперимента, в хорошем смысле этого слова. Не того, когда ломаются традиции и рушится старый мир, а того, когда ты находишь нечто новое в том, что у тебя уже есть. Очень мало людей, готовых каждый день находить уникальные вещи в обыденности, видеть то, чего они не рассмотрели вчера. Например, артисты зачастую слишком загружены работой, им просто не хватает времени и сил ходить в другие театры, наблюдать за своими коллегами, а ведь это и обмен опытом, и творческий рост. Нужно больше читать, больше смотреть, перенимать – быть отрытыми всему миру. Не закукливаться, не закупориваться – мол, у нас есть хороший театр, и больше нам ничего не нужно, – а принимать то, чего нам не хватает.
Чего нам не хватает?
В России принято ориентироваться на Запад, в том числе и на европейские и американские театры – концептуальные, техничные, но для меня как будто несколько холодные. Мне хотелось бы, чтобы в нашем искусстве больше находили отражение наши, русские традиции. В этом смысле мне очень нравится авторский театр Николая Коляды на Урале, который строится именно на народных традициях. Но не прямолинейно – сарафаны и кокошники – а очень тонко, деликатно как неотъемлемая часть нашего сознания, которую нельзя отсечь, выкинуть и забыть, которая трансформируется и живет в виде какой-то исконной чувственно-эмоциональной системы ценностей.
Судя по вашему профилю в соцсети, вы очень любите литературу, смотрите много фильмов. Посоветуйте что-нибудь для души.
Я вообще очень люблю искусство. Не всегда получается выкроить время, чтобы сосредоточиться на чем-то важном – репетиции, фестивали, спектакли. Но я стараюсь. Сейчас читаю книгу Сергея Юрского «Кто держит паузу». Всем советую. Это воспоминания актера Юрского о том, как он пришел в профессию, и как он описывает свое любимое дело – естественная человеческая потребность.
А у вас?
У меня, наверное, тоже. Мне с детства было интересно, как устроен театр – это, своего рода, модель того, как устроен мир, люди, как они взаимодействуют. У меня было много игрушек, и я всегда их разбирал, старался дойти до сути их устройства, первоистины что ли. И по-прежнему в каждой своей роли я изучаю человека. Еще в институте мой мастер любил говорить: «Артистом можешь ты не быть, но человеком быть обязан». И я действительно думаю, что в человеке самое важное – это человечность: доброта, милосердие, отзывчивость. Я и сына стараюсь научить тому, что самое главное в жизни – оставаться человеком, живым, настоящим.
Возвращаемся к вашим литературным и киноисканиям.
Да. В связи с тем, что мы репетируем пьесу «DREAMWORKS» Ивана Вырыпаева, я посмотрел его последний фильм «Спасение». Для меня это было большим потрясением. Я вообще очень люблю авторское кино. Блокбастеры – они пусть будут, тоже отличный качественный продукт. Но авторское, как правило, настоящее, о нашей сегодняшней жизни, состоянии современного человека. У Вырыпаева есть интересная мысль о том, что мы немножко потерялись в умных мыслях и концепциях, информация наслаивается и наслаивается, заставляя человека забывать свою суть, то, что в нем заложено изначально. Словом, нужно найти себя как человека, и тогда ты вырастешь как личность. Для этого нужно смотреть вокруг, видеть, слышать, познавать. Рано или поздно ты найдешь что-то действительно свое, и оно будет расти вместе с тобой.
А как обычно растут вместе с вами ваши роли? Как вы входите в образ?
Самое главное – подходить к своему герою тонко и аккуратно. Нельзя делать все нахрапом, импульсивно, нужно потихоньку приручать, прикармливать роль. Помните, как у Экзюпери в «Маленьком Принце»: приходи в один и тот же час, и я буду знать, к какому часу готовить свое сердце. Но стоит сделать резкое движение – и роль, как дикое животное, испугается и убежит. Когда ты по-настоящему подружишься со своим персонажем и будешь знать о нем все, то он получится настоящим. Может быть, зрители и не увидят каких-то мелочей, и ты не привнесешь чего-то нового в саму роль, но она будет живая – это главное.
А вы, когда выходите на сцену, в чем видите свою главную цель общения со зрителем?
Поделиться с ним своими мыслями и переживаниями. Обычно режиссер и актер что-то придумывают вместе и говорят: ребята, мы считаем, что это должно быть вот так, и мы так сделали. Зритель может согласиться: «Я тоже так думаю!» а может сказать: «Вообще не моя история». Как раз этим разнообразием театр и интересен. Если вам непонятен какой-то творческий продукт, то это прекрасный повод разобраться, поразмышлять. Может быть, ни к какому выводу вы и не придете. Но мыслительный процесс запущен, и вдруг потом в жизни щелкнет: а, вот это о чем! Наше общение со зрителем не заканчивается, когда занавес падает: главная идея остается вместе с ним, и в какой-то момент она поможет ему совершить личное открытие. Так что любите искусство и всегда готовьте свое сердце к встрече с чем-то новым.