Такая многоликая любовь
В городском драматическом театре под управлением Сергея Афанасьева – премьера. Молодой режиссер Анна Зуева поставила «Гранатовый браслет». Рассказ Куприна – лучший повод для разговора о любви. О любви, которая так многолика…
Она возвышенная и жертвенная у телеграфиста Желткова (Алексей Казаков), обыденно заботлива у Князя Шеина (Петр Шуликов), навязчиво скучна у Густава Ивановича ( Владимр Иноземцев), фальшива и пошла у Анны ( Олеся Казанцева) и Васючка ( Дмитрий Упольников) чувственно–истерична у Людмилы Львовны ( Татьяна Скрябина) и мрачная у Николая Николаевича (Савва Темнов).
Здесь, на именинах Княгини Веры Николаевны Шеиной (Янина Третьякова) все друг друга любят или хотят любить. Даже прислуга Даша (Надежда Фаткулина), существо инфернальное, одновременно смахивающая на прирученную домашнюю нечисть и выжившую из ума старушку, половину действия бродит с фатой, в нужный момент втаскивая из-за шторки давно утонувшего жениха.
Вне этой любви лишь красавица княгиня, томно тоскующая по отсутствию детей и печально улыбающаяся глупым шуткам и фальшивым поцелуям гостей…
И тут приносят гранатовый браслет. Подарок от навязчивого поклонника. Прямо при гостях. Так неудобно получилось. И брат укоряет. И сестра мужа смотрит осуждающе... И оправдывается красавица княгиня, что никогда он этого самого телеграфиста Желтковая не поощряла, и вообще знать не знает…Брат скандалит, кричит о том, что надобно ту власть употребить, мужу тоже не радостно. Гости, пользуясь случаем, решают свои проблемы
И тут вдруг дядюшка – генерал Аносов (Денис Казанцев) начинает говорить о любви. О любви жертвенной и безответной. Или навязчивой и беспросветной. Той любви, которая дает силы жить и заставляет умирать. Той любви, которой здесь, на сцене, нет и еще не было…. И преображается старый генерал, рассказывая о несбывшейся мечте…
В этом спектакле многое вдруг. Вдруг ниоткуда появляется хохочущий призрак, требующий отдать жизнь за любовь. Вдруг помощник прокурора дворянин Булат-Тугановский начинает истерически кричать на телеграфиста, словно сосед по коммунальной квартире. Вдруг бестактный и недалекий князь Шеин, ради шутки вываливающий на гостей подноготную расставания собственной сестры и ее жениха, обретает тактичность и понимание и, уходя от растоптанного, униженного телеграфиста, бросает ему короткое «Простите»…
Вдруг привычный психологический театр оборачивается фарсом, мистические видения на равных соседствуют с доверительной беседой. Смешная нелепая фигура телеграфиста вырастает до трагической.
Желтков Алексея Казакова – несуразный, дерганый, смешной, в жилетке, которая нелепо выбивается из брюк, вызывает лишь жалость. Нервно сжимаются руки, дергаются губы… Непохож он на романтического влюбленного. Скорее и правда, маньяк, от которого необходимо оградить трогательную и печальную княгиню, не зря так горячится брат Веры. И он же - светлый рыцарь, спокойный и просветленный, из уст которого не кажутся нелепыми таки банальные фразы из письма : « …все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас...».
Какой из них настоящий Желтков – мы, наверное, так и не узнаем. Как и сама княгиня Вера, оплакивающая не мечту о любви, а сов вину и незнакомого ей человека, который нелепо ушел из жизни.
А любовь… она так и осталась где-то кадром, неузнанной и непонятой. Впрочем, а бывает ли иначе? За множеством вариаций трудно разглядеть тот единственный вариант… Да и есть ли он, единственный?
Евгения Буторина
http://pensioner54.ru/mozaika-zhizni/dosug/moi-vpechatleniya/4882-takaya-mnogolikaya-lyubov