Свобода «от» и свобода «для»

Камерный уютный театр Афанасьева 10 и 11 ноября собрал своих поклонников на премьеру, первую в этом сезоне. Режиссером-постановщиком спектакля «Входит свободный человек» по пьесе культового британского драматурга Тома Стоппарда выступил сам Сергей Николаевич Афанасьев. Сюжет пьесы и скучен, и бесконечно интересен в одно и то же время. Согласно официальному релизу театра, главный герой Джон Райли «с сегодняшнего дня свободен и счастлив: он ушел из семьи, встретил молодую женщину, нашел партнера для бизнеса и может всецело посвятить себя делу жизни — изобретениям… К тому же рядом будет новая чуткая подруга, ведь ни жена, ни дочь не хотят понимать его стремлений и верить в мечту». Нетрудно догадаться, что иллюзия свободы, мелькнув, как мотылек, так и останется мимолетным призрачным видением. Девушку уводит потенциальный партнер по внедрению гениальных инноваций, все надежды терпят крах. Дочь героя, Линда Райли, разыгрывает тот же сюжет на свой лад — пьеса написана в 1968 году, когда дети уходили в хиппи. Она работает продавцом в магазине, неистовствует под Jesus Christ Superstar и в свои 19 уже не в первый раз пытается сбежать из дома с очередным героем. Впрочем, скоро выясняется, что он женат.

Круг проблем очерчен точно и безжалостно: возможна ли свобода, нужна ли она и какую цену за нее стоит платить. Выбор, который приходится делать каждому. «Человек находится в рабстве, он часто не замечает своего рабства и иногда любит его. Но человек стремится также к освобождению. Ошибочно было бы думать, что средний человек любит свободу. Еще более ошибочно думать, что свобода легкая вещь. Свобода — трудная вещь. Оставаться в рабстве легче», — писал уже почти век назад Николай Бердяев в первых строках своей книги «О рабстве и свободе человека».

Неизвестно, читал ли Бердяева Том Стоппард. Однако тему свободы он проработал основательно, начав со своего первого культового текста «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Потом было еще более 20 пьес, с десяток сценариев, включая «Бразилию» Терри Гилльяма и «Влюбленного Шекспира», и один роман. Одна из последних пьес ведущего британского сценариста — масштабные «Берега Утопии», действующими лицами которой стали Герцен, Огарев, Бакунин, Белинский, Грановский, Тургенев, Чаадаев и Чернышевский. Так что Стоппард неплохо знаком с русским взглядом на проблемы свободы, в том числе с известной фразой Герцена о том, что свобода — это то, что люди дают друг другу, а не забирают друг у друга.

Сергей Афанасьев решил ставить Стоппарда не вдруг, он давно присматривался к этому тексту. «Это потрясающе интересный материал, очень социальный и современный. Конечно, для определенного круга это не развлекательная пьеса, хотя очень узнаваемая. Она ворошит все семейные проблемы, довольно точно отражает ситуацию среднестатистической семьи и в то же время ненавязчиво рассказывает о высоких человеческих отношениях», — говорит режиссер.

Одним из поводов воплотить планы в реальность стало пятидесятилетие актера Константина Ярлыкова — роль потенциально свободного человека стала щедрым подарком. Впрочем, он не остался в долгу, сыграв чудаковатого изобретателя тонко, честно и очень человечно. То же можно сказать и об общей тональности спектакля — без этого тепла история, рассказанная Стоппардом, могла бы показаться слишком жесткой.

Жену героя с говорящим именем Персефона (богиня плодородия и царства мертвых), снующую по сцене с вечным подносом и чайником, сыграла Нина Сидоренко. Молодую бунтарку Линду — Екатерина Жирова, которая лишь год назад окончила Новосибирский театральный институт и, без сомнения, стала одним из удачных приобретений труппы. В других ролях — Платон Харитонов, Павел Поляков, Алексей Попов, Анна Чехова и Анна Ермолович.

Художник-постановщик спектакля Евгений Лемешонок был лаконичен — в пьесе, свято чтущей закон единства места и времени действия, предусмотрено только два пространства — дом и ближайший бар. Кстати, во время антракта в сценическом баре зрителям наливали вполне реальные напитки в честь премьеры. Досталось, как водится не всем, но близким друзьям и ответственным за культуру чиновникам хватило. Ответственный за музыкальное оформление Артем Голишев удачно выбрал из всего музыкального богатства эпохи несколько ярких треков. Отдельное спасибо за песню Moonchild группы King Crimson, которая прозвучала в пустеющем зале после финальных поклонов.

 

ИЗ ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА

Максим Королев, заместитель директора ФГБУ НИИ Клинической и экспериментальной лимфологии СО РАМН:

— Выбирая, в какой театр сходить, мы с супругой обращаем внимание на разные факторы: режиссера, актерский состав, имя театра, литературное произведение, послужившее основой постановки. Все это важно. Главным аргументом для похода на премьеру спектакля «Входит свободный человек» стало имя режиссера — мы часто бываем в Театре Сергея Афанасьева. Не разочаровались и на этот раз.
Действие спектакля по пьесе драматурга Тома Стоппарда происходит на фоне нарочитой, подчеркнуто традиционной Англии с ее незыблемыми семейными устоями. Мы же сегодня, напротив, испытываем дефицит беспричинной, непоколебимой любви. С одной стороны, рутинной, болотной. С другой стороны, именно она и помогает уцелеть и супругам, и детям. Думаю, для нас это произведение особенно интересно также потому, что подобные темы редко поднимаются в театре. Надо признать, что у Афанасьева все получилось.
Отдельно стоит сказать о молодой актрисе Екатерине Жировой, сыгравшей Линду, — в роли бунтарки-хиппи, нетипичной для нашей действительности, он была очень органична. Если вернуться к названию пьесы, то свободного человека мы так и не нашли, и это нам нравится. Семейные ценности оказались сильнее, чем стремление освободиться. И эта несвобода спасла героев.

Подпишитесь на репертуар и новости сегодня и узнавайте первым о самом важном.


Мы гарантируем, что ваши данные не будут переданы третьим лицам и будут использованы только для рассылки новостей и репертуара нашего театра. Нажимая кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ", вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.