«Вишневый сад» вернулся домой
- «Вишневый сад» вернулся домой, - объявил Сергей Афанасьев перед показом.
Вернулся и снова удивил.
Сергей Афанасьев много лет шел к этой постановке, репетируя, экспериментируя, проверяя. Были студенческие спектакли, были французские, был «Вишневый сад» в Барнауле… И вот - в конце сезона долгожданная премьера.
Премьера, в которой исполнители очень молоды - почти ровесники героев, где на главные роли наравне с уже знакомыми артистами НГДТ распределены вчерашние выпускники и даже студенты. Премьера, в которой знакомы и декорации, и текст, и мизансцены, а сам спектакль получился свежим, интересным и совершенно непредсказуемым.
А, может быть, никакого вишневого сада и не было, его придумали, чтобы было о чем тосковать… Хотя нет, наверное все же был. Ведь купил же его Лопахин (Савва Темнов). И от этой покупки загорелись его глаза, и в походке появилась этакая раскрепощенность, и в движениях – уверенность в себе…
И взял же откуда-то Фирс (Владимир Иноземцев) эту цветущую ветку, чтобы запечатать в огромную бутыль темного стекла . И теперь вишня цветет там, за стеклом в бутылке. Надежно запечатанная.
Впрочем, эту надежно запечатанную вишню мы уже видели - в спектакле алтайского театра. Но там это была совсем другая история, и вишня – о другом. О том, что когда мир разрушен, лишь в запечатанной бутылке удается сохранить его остатки, глядя на которые мы можем лишь ностальгировать...
А эта ветка цветущей вишни - как напоминание о тех страстях, которые тщательно запечатаны в героях, таятся под правильно подобранной пробкой.
И надо ли вынимать эту пробку? Ведь страсти, не удерживаемые бутылкой темного стекла, могу рвануть, разрушая не только героев, но и окружающий мир. И неважно, что он состоит из панцирных коек и старого шкафа. Зато он привычен и устойчив, и в нем можно жить. Ну, жили же как-то, значит, можно… А теперь вот рвануло.
Нежная, такая неприспособленная к суровой жизни и аристократичная до томности помещица Раневская (Анна Зуева) оборачивается ночной ведьмой, мечется в четырех стенах, где тесно ее душе.
Жадно смотрит на юного Лопахина, оценивающе присматривается к повзрослевшему Пете Трофимову. Страсти кипят в душе Любови Андреевны, и воспоминания о сыне - лишь повод выплеснуть, чтобы не сожгли. И вишневый сад – символ покоя и мечта, которую уже не осуществить, но с которой невозможно расстаться. Деловому человеку, логику Лопахину этого не понять. Он все о дачниках. О выгоде, о процентах. А какие могут быть проценты, если мечется душа, ищет покоя, который был возможен лишь в глубоком детстве, в этом белом вишневом саду, который давно потерян, но смириться с этим так трудно. И невозможно признать, что ни цветущая вишня, ни большая любовь счастья не гарантируют. Но совершить шаг, поступок - так страшно. Куда проще признать, что камень на шее тебя радует, и тонуть вместе с ним…
А какие страсти скрывает потенциальная схимница, скромная вечная экономка Варя? Варя выпускницы театрального института Татьяны Скрябиной - дебют яркий, многообещающий. Как тщательно заполняет она свой мир кухонными заботами, повседневной обыденностью, в которой нет места чувствам. Но пробка прилегает неплотно, и порой из-за темного стекла выглядывает то юная девчонка, вместе с Аней прыгающая вокруг стола с мечтой о воздушном шаре. Или восходящая к героиням Достоевского страдающая женщина, обманутая в своей любви, преданная на взлете. И так и не решившаяся принять решение, совершить поступок.
Удивительный Епиходов Алексея Казакова, сто раз ударившись о дверь, вдруг поет для своей возлюбленной дурочки Дуняши (Надежда Фаткулина) арию из «Любовного напитка», поднимаясь от фарса до трагикомедии.
После балалаечного трио Раневских, влюбленная в Гаева Шарлотта Ивановна (Нина Сидоренко) исполняет трагическую песню Эдит Пиаф. Времена наслаиваются одно на другое, смешиваются и так легко потеряться в их течении.
И лишь Петя Трофимов (Андрей Яковлев) уверенно смотрит в будущее. Декларируя «мы выше любви», он и впрямь пытается отмахнуться от страстей. От любви, жалости, сострадания. Он циничен и целеустремлен.
Вечный студент в сапогах и черной гимнастерке, он теперь в плену иной страсти, он точно знает, куда идти и зачем. И на пути этом вряд ли остановит его прежняя любовь к Раневской, увлечение Аней или старая дружба с Лопахиным. Природа не терпит пустоты, отказываясь от одних страстей, мы освобождаем место другим, не менее разрушительным.
На изломе времен кипят страсти в усадьбе, у которой нет будущего. Мечется прекраснодушный инфантильный Гаев (Денис Казанцев), так и не сумевший понять, что времена красивых, правильных, благородных слов безвозвратно канули в прошлое, что пришла пора совершать поступки, на которые он не способен. Собранный и деловой Лопахин, купив вишневый сад, попадет в его ловушку – пьянеет от сбывшейся детской мечты, теряется среди нахлынувших страстей.
Но нет времени на раздумья, поезд от вишневого сада уже отходит, нет пути назад. И лишь цветущая вишня в огромной бутыли черного стекла напоминает о временах, когда мы были наивными и верили, что стоит зацвести вишневому белому саду - и наступит счастье…
Евгения Буторина
http://pensioner54.ru/mozaika-zhizni/dosug/moi-vpechatleniya/4562-vishnevyj-sad-vernulsya-domoj