"Все случилось по любви"
Довольно редко случается, что в городском драматическом театре, известном своей авторской режиссурой, ставит не Сергей Афанасьев. Впрочем, сами актеры, «выпестованные» Сергеем Николаевичем, для которых он — «наше все», признаются, что иногда полезно менять режиссера, чтобы театр вновь вскружил голову. Это тот самый случай: в ГДТ вышла премьера спектакля «Карл и Анна», над которой работал режиссер-постановщик Александр Баргман.
"Все случилось по любви"
Новосибирскому зрителю Александр Баргман знаком, прежде всего, как актер, один из ведущих представителей своей профессии в Санкт-Петербурге. Он неоднократно бывал в Новосибирске с гастролями, играл свой моноспектакль в помещении театра Афанасьева, знакомился с репертуаром ГДТ. И в какой-то момент «влип» — в хорошем смысле этого слова.
— Все случилось по любви, — рассказывает Александр Баргман. — Я считаю Сергея Афанасьева прекраснейшим, талантливейшим режиссером европейского и мирового уровня, говорю это совершенно ответственно. В какой-то момент мы стали интересны друг другу. Когда Сергей Николаевич сделал мне предложение, подумал: в связи с тем, что я еще «подростковый» режиссер, почему бы нам не попробовать сделать спектакль здесь, с этими замечательными артистами, в этой атмосфере.
У «подросткового» режиссера до ГДТ был опыт постановок. Переход от актерства к режиссерской стезе проходил плавно и продиктован был потребностью высказываться на ином художественном уровне.
— Произошло все совершенно само собой. Существует «Такой театр», который создан около пяти лет назад в Санкт-Петербурге. Так уж повелось, что мы стали вместе создавать спектакли — сами, без режиссера. Наталья Пивоварова, Александр Лушин, Ирина Полянская, я, позже присоединилась Анна Вартанян. Спектакли эти препарировали дурной театр и носили ироничный характер. Потом мне все это наскучило и захотелось поработать с хорошей драматургией. Мы поставили пьесу «Жан и Беатрис» вместе с Анной Вартанян, потом — «Иванова». Я уже не хотел останавливаться. Недавно в Петербурге в театре «Приют комедианта» вышла премьера «Глубокое синее море»…
Режиссерский подход Александра Баргмана не был отторгнут актерами театра Афанасьева, отнюдь, об этом опыте «иного» они говорят с большим воодушевлением.
— Я люблю, обожаю Сергея Николаевича. Это наш театр, — признается Анна Ермолович, Мария в постановке «Карл и Анна». — Но у меня всегда была мечта — поработать с другим режиссером. А тут повезло: режиссер хороший, совершенно наш по духу, но — немножко другой. Это кружит голову!
Светлана Галкина, которой на этот раз выпала главная роль, соглашается:
— Нам очень повезло. Так как Саша сам актер, он очень трепетный, внимательный к актерам: настолько осторожно тебя ведет, что этого почти не чувствуешь. Репетиции — незабываемая вещь! Очень жаль, что они закончатся…
«Вести» актеров пришлось по пьесе Леонгарда Франка, немецкого драматурга, который написал свое произведение о любви в декорациях войны еще в 1925 году. Впоследствии вышла киноверсия «Карла и Анны». А в целом пьеса была очень популярна в Германии. Но для понимания постановки необязательно знать об авторе, уверен Александр Баргман: достаточно тем, которые затрагивает спектакль.
— Неважно, где происходит действие, в Германии, Франции, Корее или Гонолулу, война всегда деструктивна, — рассказывает режиссер. — Она нарушает естественный ход жизни, эволюции. Никто ничему не учится, и войны, к сожалению, бесконечны. А человек, как мне думается, создан по образу и подобию божьему для того, что бы жить, созидать и творить. Смысл человеческой жизни — в любви. И во многом это история о том, как человек наполняет смыслом разрушенную войной жизнь. Другой вопрос: какой ценой?
У всех в этой истории своя правда. Владислав Шевчук, исполнитель роли Рихарда, так толкует сюжет с позиции своего персонажа:
— Героиня Светы Галкиной была замужем за моим героем. Они любили друг друга. Приходит другой — я называю его «болтун-задушевник», который в нее влюбился — и он покоряет ее своей любовью. Мой герой теряет все: любимую женщину, дом, огромную часть своей жизни... И спектакль о том, что меньше болтать надо. Если любишь, молчи!
«Неправда», — шепчет Светлана Галкина, и эти слова означают только то, что у ее героини — правда своя.
— У моего персонажа — космическая задача, — делится «новичок» в труппе ГДТ, известный новосибирский актер Петр Владимиров. — Карл — человек с буйной фантазией, придумал себе некий мир и в него искренне поверил. Он вовлекает в этот придуманный мир, мир любви, главную героиню. Важно, что действие происходит во время войны. И спектакль — про то, как им помогла выжить любовь к реальным и нереальным людям. Когда я прочитал саму пьесу, она меня поразила. Мне кажется, это чистый, искренний романтизм при всем ужасе войны. Надеюсь, наш спектакль будет вдохновлять тех людей, которые его посмотрят.
Автор: Ирина Тимофеева