КРУГ ПОВОРАЧИВАЕТСЯ
В театре Афанасьева состоялась премьера спектакля «Утиная охота».
В Новосибирск вернулась «Утиная охота» Александра Вампилова, добавив свой бриллиант в «ожерелье» городских спектаклей, посвящённых социопатии и острой рефлексии тонкого человека, озадаченного поисками смысла бытия. Петербургский режиссёр-постановщик Александр Баргман поставил «Утиную охоту» на сцене Городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева: премьера состоялась 8 мая, но «Ведомостям» посчастливилось оказаться на одном из «прогонов на публику» и увидеть своими глазами рождение Виктора Зилова в исполнении Андрея Яковлева.
Пьеса Вампилова была написана в 1968 году, когда в СССР не было «секса и рефлексии», поэтому духовная маета главного героя превратилась в уничижительную «зиловщину», а сам Виктор Зилов стал на долгие годы символом беспробудного эгоизма, когда человек «не знает, чего хочет» и отчаянно мучает себя и окружающих. Сейчас Витя Зилов отнюдь не «белая ворона» в общей стае: тотальная рефлексия и синдром отложенной жизни — два сегодняшних тренда, поэтому спектакль Баргмана получился актуальным путеводителем по внутреннему миру современника. А строгое кабинетное решение сценического пространства только усилило и подчеркнуло психологический эффект Вампилова: «Вы хотите поговорить об этом?» — «Да, я очень хочу на утиную охоту».
Для скучающего эгоцентрика Зилова-Яковлева окружающие люди не более чем спутники, вращающиеся на его орбите, — кто-то дальше, кто-то ближе. Ими он играет и расчётливо манипулирует, расставляя пешками на своей внутренней шахматной доске и наблюдая с холодным интересом за их дальнейшими действиями. Начальник Кушак (Владислав Шевчук) считает себя добропорядочным семьянином, но не прочь в отсутствии жены пофлиртовать с манкой Верой (Олеся Казанцева)? Подарим ему надежду, а потом посмотрим, как он будет унижен, когда получит от неё «динамо». Бывшая любовница закрутила роман с романтичным вахлаком Кузаковым (Платон Харитонов), и молодые люди увлечены друг другом? С небес — на землю! «Кузаков, ты не мог найти себе что-нибудь поприличней? Спроси, кто с ней только не спал». Саяпин (Пётр Владимиров) трясётся как осиновый лист перед лицом начальства? Заставим подписать его заведомо липовый проект — да ерунда, ничего не будет. Зилов-трикстер запускает лицедейский хоровод, где каждый играет отведённую ему роль, он провоцирует ситуации и ставит людей в неловкое положение, испытывая радость демиурга. Ибо только так можно спастись от экзистенциальной «чёрной дыры», разъедающей его душу, от пустоты ещё одного «сегодня», от синдрома отложенной жизни, когда кажется, что ещё немного — и случится «утиная охота, на которой мне повезёт». Утиная охота никогда не случится, как не случится «завтра», потому что мы всегда живём в «сегодня». Режиссёр Баргман задаёт зрителю неприятные вопросы: кто ты? как ты живёшь? считаешь дни до «утиной охоты», протирая штаны на нелюбимой работе? а хочешь услышать себя и закружиться в страстном танце полнокровной жизни? На вопрос Сяпина, мол, «ты бы мог делать в жизни что-то другое?» Зилов-Яковлев неистовствует в сумасшедшем танце, открываясь горячо и страстно: да, могу, да, хочу! Но повседневность вновь берёт реванш: «Впрочем, я-то ещё мог бы чем-нибудь заняться. Но я не хочу. Желания не имею».
Свою «чёрную дыру» Зилов, как всякий рефлексик, пытается закрыть отношениями, питаясь жизненной энергией трёх своих женщин — жены Галины (Снежанна Мордвинова), любовницы Веры (Олеся Казанцева) и юной Иры (Янина Третьякова). Три музы, три грации, три мойры, ткущие жизненное полотно героя, — мощное женское начало, которое даёт ему жизнь. Но «чёрная дыра» Зилова поглощает и их: жена Галина становится жертвой равнодушного нарциссизма мужа, любовница Вера «передаётся» как эстафетная палочка незадачливому коллеге, а юная Ира изгоняется из жизни в приступе самобичевания. Зилов не может любить кого-то, потому что не любит самого себя. Не любит до истерики, до спазма в горле, до попыток суицида. И Андрей Яковлев говорит об этом всем рисунком своей роли — остро, пронзительно, больно. Его снедает экзистенциальная тошнота, описанная философом Сартром, и это, к сожалению, становится нормой сегодняшнего дня. Как и обычные трагедии большинства из нас — тиски общественных условностей, старание «не разочаровать» и тихий внутренний бунт от бесконечных этих кругов. «Круг поворачивается», — констатирует Зилов после каждого эпизода.
Обиженные друзья и женщины покидают Зилова — и внутренний мир героя начинает сжиматься на сцене, придавливая его деревянными модулями-окнами к земле. Он вновь находит лазейку, он освобождается и может выпрямиться в полный рост, но нужна ли ему такая свобода? Зилов вновь набирает телефонный номер: «Дима? Извини, я погорячился… Да, я хочу на охоту… Выезжаешь? Прекрасно. Я готов. Да, сейчас выхожу». Круг поворачивается.
Наталья ДМИТРИЕВА
Ведомости Законодательного собрания Новосибисркой области, № 19 10.05.2018