«НОВАЯ СИБИРЬ» О ГОТОВЯЩЕЙСЯ ПРЕМЬЕРЕ В НГДТ

В Театре Афанасьева появится свой «Затейник»

 

10 мая, 2022

Городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева готовит премьеру спектакля «Затейник» по одноименной пьесе Виктора Розова. Интерпретирует драму, написанную полвека назад, когда герои были романтическими, испытания ‒ нравственными, а реализм скромным и честным, актер и режиссер Петр Владимиров. В его карьере – это первый постановочный замысел, реализованный на сцене ГДТ. Премьерные показы «Затейника» назначены на 11 и 12 мая.

Виктор Розов ‒ один из самых известных советских драматургов, плотно работавший с жизненными токами и сложной сферой человеческих чувств, ведший неравный бой против приспособленчества и «испытания сытостью», задавший и сегодня небесполезный – как минимум ‒ вопрос: как жить – чувством или разумом? Идеалист, давший театру целое поколение «розовских мальчиков», отчаянных, горячих, безрассудных, не умеющих оседлать жизнь и производить элементарные меркантильные расчеты, но так отчетливо чувствующих вкус к этой жизни и пульсирующую правду. Противник безответственности и проводник света в искусстве. Автор двадцати пьес и шести сценариев, которые на волне нынешнего возвращения к драматургии шестидесятников оказываются наименее востребованными, и уже от того привлекают к себе внимание редкими сценическими воплощениями.

Написанная в 1964 году пьеса «Затейник» относится к позднему периоду творчества Розова. К личной смене вех, когда идеалистическая мысль драматурга все больше утопает в реальности, мир рушится, доверие молодым тает на глазах, финалы стремительно темнеют, рецепты на будущее теряются в ворохе рефлексии и коварное прошлое настигает героев пятном позора, возмездием или печатью печали. Вот и встреча на берегу Черного моря двух старых приятелей, преуспевающего женатого Валентина и одинокого массовика-затейника Сергея, разрушает их зыбкий покой, построенный изначально на предательстве и лжи.

Историю о жертве, жизни и любви со сцены Театра Афанасьева расскажут актеры Павел Поляков, Петр Шуликов, Николай Соловьев, Полина Грушенцева, Анастасия Костецкая и другие. Для режиссера Петра Владимирова «Затейник» станет не только дебютной работой на сцене театра, где он много лет успешно строит свою артистическую карьеру, но и дипломным спектаклем, завершающим его второе образование в НГТИ. «Конечно, быть актером легче, — полагает Петр Владимиров. — За 30 лет в профессии я много чего «потрогал». Опыт большой. А вот быть режиссером оказалось неожиданно тяжело. К тому же пришлось репетировать с двумя составами – это требование администрации из-за короновирусной ситуации, чтобы можно было заменить актеров, ушедших на больничный. Зато быть режиссером – интересно и увлекательно. Здесь для меня много открытий, “новое дыхание”».

Для Петра Владимирова в увлекательном путешествии в новую профессию и воплощении не самой востребованной пьесы не самого популярного сегодня советского классика есть свой резон. Во-первых, традиция обращения коллектива под руководством Сергея Афанасьева к драматургии оттепельных шестидесятых, сформировавшая у единственного авторского театра Новосибирска свой уникальный винтажный образ и заземленный в прошлом столетии репертуар. «Розов был выбран потому, что по крепкой традиции театра здесь часто ставят пьесы советских драматургов-шестидесятников, — подчеркивает режиссер спектакля «Затейник» Петр Владимиров. — Сам Сергей Николаевич ставил много спектаклей по Володину и Вампилову. А вот Розова, кстати, у нас не слишком часто ставили. И мастер, посмотрев на экзаменах отрывок из этой пьесы, предложил мне поставить именно “Затейника”».

Во-вторых, личные художественные предпочтения. «Пьеса написана на излете хрущевской оттепели. Написана автором, как мне кажется, со сложными чувствами разочарования, боли и нежности. Она не идеалистическая, там нет «розовских мальчиков», ‒ делится впечатлениями режиссер. — История имеет тенденцию повторяться, и мы не можем повлиять на ее спирали, но мы способны не повторять ошибок предков. Мне хотелось бы, чтобы зрители, посмотрев спектакль, задумались: что самое важное в жизни? Ради чего мы живем? Что надо беречь в себе и в других людях? В других – особенно! Мне кажется, это очень актуально. Особенно сегодня, когда мы живем в такое сложное время, и хочется, не повторяя ошибок прошлого, прожить свою жизнь достойно».

В драме «Затейник» семь действующих лиц, несколько сюжетных линий и сеть разветвляющихся, мерцающих тем. Однако, работая с камерным пространством Городского драматического театра, режиссер решил сосредоточить внимание на главном – по его мнению, разумеется. «Это камерная пьеса, и ставим мы ее в камерном пространстве, — рассказывает Петр Владимиров. — Пьесу я сократил. Убрал несколько персонажей. И выделил одну основную тему ‒ «необоснованной жертвы». Героиня, спасая любимого от репрессий, пожертвовала своей любовью. Проходит 17 лет, становится понятно, что ее жертва была напрасной, роковой ошибкой. Жизни без любви нет. Любовь оказывается главнее жизни – и происходит крах судьбы».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь».

Фото Евгения НИКИТЕНКО.

https://newsib.net/kultura/v-teatre-afanaseva-poyavitsya-svoj-zatejnik.html


Мы гарантируем, что ваши данные не будут переданы третьим лицам и будут использованы только для рассылки новостей и репертуара нашего театра. Нажимая кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ", вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.