ЖЕСТОКОЕ СОПРЯЖЕНИЕ СФЕР
Эта история могла бы произойти в Новосибирске, но произошла в Новом Орлеане.
Ее героиней могла бы стать лишившаяся всего графиня, подселенная в коммуналку с рабочими приборостроительного завода, но стала Бланш Дюбуа, некогда владевшая дорогим поместьем и хлопковой плантацией, а ныне, без гроша в кармане, вынужденная переехать к младшей сестре.
Действие "Трамвая "Желание" происходит в 40-х годах, но с тем же успехом Бланш могла жить в 90-х годах в России, или прямо сейчас в США. Бланш могла бы быть даже эльфийкой, сестра которой вышла замуж за краснолюда из мира "Ведьмака" Сапковского.
Потому что в конечном итоге пьеса Теннесси Уильямса – о столкновении двух миров, приведенных в движение самой разрушительной силой на свете. Желанием! Вожделением, которые многие принимают за любовь.
В маленьком зале Театра Афанасьева, как всегда заполненном на все 100%, перед нами разворачивалась драматическая и трагичная история. Бланш – женщина увядающей красоты, изысканная, манерная, воспитанная, привыкшая жить в роскоши, или хотя бы в ее имитации. Лишившись всего, что имела, она перебирается жить к своей младшей сестре, рано упорхнувшей из отчего дома.
За спиной Бланш – личная трагедия, глубокая психологическая травма, и полный чемодан нелицеприятных тайн, о которых она хотела бы забыть навсегда.
Сестра, очаровательная Стелла – полная ее противоположность. Легкая, веселая, идущая по жизни без тяжких дум. Стелла замужем. За Стэнли Ковальским, грубоватым рабочим с завода. Стэнли – воплощение маскулинности. Большой, сильный, громкий. Грубый, хамоватый, простой, если не сказать примитивный.
Сопряжение сфер… Мир Бланш, с ароматными духами и пышными платьями, встречается с миром Стэнли. Миром, в котором он – царь и бог, не привыкший, чтобы кто-то ему перечил даже в мелочах. Миром кегельбана, виски и ночного покера.
Нетрудно догадаться, чей мир одержит верх… Не просто ассимилировав другой, а растоптав и уничтожив.
В этом спектакле восхитительно все. От светового и звукового оформления, переносящего зрителя на 80 лет назад, на другой континент, до игры артистов.
Пару лет назад мне довелось смотреть "Глубокое синее море" в Королевском национальном театре Великобритании. Ладно, ладно, не выпендриваюсь, смотрел я его всего лишь в записи. Но не суть. Суть в том, что на протяжении всего "Трамвая "Желание" меня не покидало ощущение, что я – там. В величественном здании в Саут-Банке, неподалеку от "Лондонского глаза".
Тот же уровень актерской игры, столь же великолепный режиссер, не менее фантастическая работа операторов света и звука.
И одновременно с этим ощущением, соседствовало другое: что я во Французском квартале Нового Орлеана. Что практически сразу за стеной действительно проходит железная дорога, а дверь, через которую я вошел в зрительный зал, вдруг стала порталом в кегельбан и пивную.
Три часа спектакля пролетели как одно мгновение.
Безумно хорошая сцена страстного примирения Стэна и Стеллы! Без пошлости, без обнажения, но полная эротики, желания и пылкой страсти!
И, конечно, потрясающая игра Татьяны Жуляновой, исполнительницы роли Бланш. Играть женщину, которая в свою очередь играет роль, и играть проникновенно и тонко… Неимоверно сложно сделать это так, чтобы игра не скатилась в фарс. Татьяна сыграла ее великолепно!
В первую очередь ей были адресованы мои аплодисменты, ей я кричал "Браво!" Ее грустную улыбку я хотел видеть снова и снова!
Хотите восхитительный спектакль по пьесе, принесшей автору Путлицеровскую премию? Сходите на "Трамвай "Желание".
Кирилл Кудряшов
#JumbojetЛюбитТеатр