БЛАГОДАРНА СУДЬБЕ, ЧТО ОКАЗАЛАСЬ В ЭТОМ ТЕАТРЕ

Сегодня, в день юбилея, публикуем интервью с актрисой Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева – заслуженной артисткой РФ Любовью Николаевной Дмитриенко.


Спектакль «С любимыми не расставайтесь» в Театре Афанасьева

 

– Любовь Николаевна, поздравляем Вас с юбилеем! Расскажите нашим зрителям о Вашей работе в театре. Как Вы пришли в профессию? Это было Ваше личное желание – пойти в актрисы, или пример родителей, творческая семья?

– Семья у меня была не творческая: мама – агроном, папа – бухгалтер. А сама я смотрела в детстве в зеркало, а зеркало было такое, что немножко удлиняло форму лица. Я смотрела на себя и думала: вот бы мне такой красивой быть, как актриса! И видимо те детские мечты и привели меня в профессию. В школе у нас был театральный кружок, я туда ходила. И вот так постепенно моя мечта воплотилась в реальность.

Жила я в Новосибирске и поступала в Новосибирское театральное училище. Мой преподаватель, который меня готовил, показал меня педагогу из училища. Это было в июне месяце, я еще заканчивала школу. Тот посмотрел меня, послушал и сказал, что берет на курс, что никакие туры мне больше проходить не надо. А в сентябре, когда было зачисление, прихожу в театральное училище – а мне говорят: а кто вам сказал? Никаких распоряжений не было. Мне пришлось идти подавать документы в институт, благо еще не поздно было. Я поступила в Педагогический институт и год у меня пропал. Потому что мечту поступить в театральное я не оставила, и на следующий год поступила. Конкурс был большой, как минимум 20 человек на место.

– А после окончания театрального училища как складывалась Ваша творческая жизнь? И как Вы попали в театр к Сергею Николаевичу Афанасьеву?


Спектакль «Чайка» в Театре Афанасьева

 

– А после выпуска было так: в то время приезжали режиссеры, отсматривали студентов и набирали к себе в театры. Кого-то приглашали индивидуально. А у меня опять вышла история. Я училась на курсе у Чернядева Константина Савича (в 1960-1971 годах – главный режиссёр театра «Красный факел»), потом он уехал в Одессу (главным режиссёром Одесского драмтеатра), это было на третьем курсе. И он мне сказал: ты никуда не соглашайся, я тебе вышлю приглашение, и ты поедешь ко мне в театр в Одессу. Я каждый день бегала к почтовому ящику, но что-то опять у меня, как и с тем первым поступлением в училище, не сложилось. И в результате нас группой ребят, среди которых был и мой будущий муж, отправили в Златоуст, поднимать искусство Урала.

А потом наш режиссер Иноземцев, переходя в другой город, Уральск, уже повыше рангом – областной центр, пригласил и меня. Пригласил на высшую категорию, что для актрисы, только год отработавшей после выпуска, было очень даже престижно. Мне там сразу дали двухкомнатную квартиру, было много ролей. Но Уральск – это все-таки не Новосибирск... Когда вышла замуж – мы вместе с мужем уехали. Уехали сначала в Хабаровск, в краевой Театр драмы.

Затем я работала в Новосибирске в Областном театре (сегодня – театр «Старый дом»), когда там был главным режиссером Володя Чернядев, сын Константина Савича. Там у нас была хорошая крепкая команда: Гала Алехина, Женя Важенин, Женя Калашник... А когда Чернядев ушел – мы тоже постепенно все из театра ушли. Потом был театр в Кемерово. А тут и перестройка началась, как-то трудно это было всё, непонятно. Да и я уже не хотела возвращаться в такой патриархальный театр, с жесткой иерархией, с закулисными интригами. И тут услышала про новый театр, организованный Сергеем Афанасьевым. Пришла, показалась, и начали работать. Это было интересно, ново, мы все были равны, такой энтузиазм, творчество. Интересная жизнь началась, интересные роли.


Спектакль «На дне» в Театре Афанасьева

 

– Любовь Николаевна, а какая из сыгранных Вами в Театре Афанасьева ролей – Ваша любимая?

– Роли, если они рождаются, проживаются – они все становятся частью тебя. Поэтому они все любимые. Но самые дорогие мне роли – это, конечно, Гертруда из «Снов Гамлета» – просто незабываемая роль. Далее – в «Чайке» Чехова Полина Андреевна – хотя, казалось бы, она совсем не главная. И Анна в «На дне» – фактически она совсем эпизодическая, но Сергей Николаевич силой своего режиссерского таланта сделал ее ведущей ролью. И, что важно – с годами пересматриваешь свое отношение, и какие-то роли, думаешь, что можно было бы сыграть по-другому – так вот в Анне я не изменила бы ничего. Так точно она была выстроена режиссером.

– Любовь Николаевна, а какие у Вас в жизни еще есть увлечения, кроме театра?

– У меня увлечение, прежде всего – мои внуки, которых я безумно люблю. Я в 50 лет стала бабушкой и с тех пор это большая часть моей жизни. Мое богатство – это моя дочь и мои двое внуков.

– А дочери и внукам передалось Ваше увлечение театром?

– Моя дочь в юности тоже хотела стать актрисой. Потом пробовала заниматься театральной критикой, у нее это хорошо получалось. Она очень творческий, тонко чувствующий человек. По внукам не могу этого сказать. Но вот когда мой старший внук посмотрел наш спектакль «Горе от ума», он был под большим впечатлением. За год до этого мы читали с ним Грибоедова к уроку литературы. И он с таким с трудом преодолел эту пьесу. А потом, когда пришел и посмотрел спектакль, был в полном восторге: не ожидал, что из такого не заинтересовавшего его произведения, может получиться такая увлекательная постановка.

Еще одно мое недавнее увлечение – реставрация елочных игрушек. Советских стеклянных игрушек. И это какое-то волшебство! Склеиваешь их, раскрашиваешь – они как живые становятся.

Но всё равно мое самое большое увлечение в жизни, моя главная любовь – это, конечно, театр. Если меня лишить театра – я, наверное, просто не смогу жить. Я и сейчас испытываю дефицит работы, что не так часто приходится выходить на сцену.


Спектакль «Шутки в глухомани» в Театре Афанасьева

 

– Так что же в ней такого – в профессии артиста? Что за магия такая – работа актера на сцене?

– Это, конечно, энергообмен. С партнерами, со зрителями. Это каждый раз работа с ролью. Ты постоянно что-то переосмысливаешь, разбираешь. И если вам кажется, что с возрастом притупляется это желание – изучать, разбирать – то это не так. И когда ты работаешь с таким партнером, как, например, Коля Соловьев. Вот взять спектакль «С любимыми не расставайтесь» – много было у меня партнеров в этом спектакле, и все вроде бы говорят одни слова – те же самые, что написаны в тексте. Но у него в глазах я прочитываю и первый, и второй, и седьмой план, и десятый. Коля – просто гениальный партнер. Он может ничего не говорить, а я в его глазах прочитываю всю судьбу его персонажа.

- А какие из Ваших ролей, что Вы играете сейчас, самые дорогие?

- Ну вот как раз роль Судьи в «С любимыми…», потому что я всё про нее понимаю, про мою героиню. Ведь когда ты делаешь роль, ты делаешь не только то, что написано в тексте. Ты себе выстраиваешь биографию. И я понимаю, что она тоже на грани развода, наверное (я так ее решаю, я так ее чувствую), тоже у нее в семье не всё благополучно. С другой стороны – вот эти все семейные тяжбы одна за другой, всё время приходится разбирать эту рутину – а она считает о себе, что может быть более высокого ранга судьей. И в то же время, ей жалко этих людей, которые к ней приходят, ей хочется кому-то помочь. А помочь она не может – есть рамки закона. И так далее… Конечно, я очень люблю эту роль.

Или вот в «Морали пани Дульской» – тоже есть своя история, своя драма. В этой волевой женщине, которая держит весь дом, тоже наступает слом, когда она узнает о беременности служанки, потому что это ребенок любимого сына, и она должна отказаться от этого ребенка, она должна выгнать ребенка вместе с матерью. И я ее тоже люблю, Дульскую, безусловно.

Я не люблю играть роли, когда они однозначные. И я счастлива, что оказалась в этом театре, потому что здесь всегда надо искать, выстраивать перпендикуляр. В любой роли. За эту глубину, за это творчество я благодарна судьбе!


Спектакль «Мораль пани Дульской» в Театре Афанасьева


Мы гарантируем, что ваши данные не будут переданы третьим лицам и будут использованы только для рассылки новостей и репертуара нашего театра. Нажимая кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ", вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.