«СОВЕТСКАЯ СИБИРЬ» О ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРЕМЬЕРАХ
Светлана ФРОЛОВА побывала на моноспектакле «Онегин. Письма» (премьера состоялась 6 июня 2023, режиссёр Анна Чаленко) в НГДТ и делится своими впечатлениями:
СОКРАТИТЬ, ЧТОБЫ ПОЛЮБИТЬ
Совсем необязательно соблюдать первоначальный размер произведения, чтобы зритель после спектакля захотел открыть книгу, которую и в школе-то навряд ли открывал. Профессиональное прочтение и недосказанность также рождают интерес у будущего читателя. Пример — «Онегин. Письма» (14+) от режиссера Анны Чаленко, моноспектакль Ирины Ефимовой, который идет на малой сцене театра Сергея Афанасьева.
По словам Ирины Ефимовой, 24 года назад родилась первая часть спектакля — «Онегин». А с началом проекта Анны Чаленко «Театр приходит в гости» появилась вторая часть спектакля. По сути, это театрализованный урок литературы от учителя самой высшей, какая только есть, категории. Несмотря на то, что двухактный спектакль длится чуть больше часа, Ирина Ефимова успевает максимально захватить внимание школьников, вызвать их неподдельный интерес к книге. «Я забыла, как дышать, пока смотрела!» — сказала одна из десятиклассниц после показа, на котором я присутствовала. Ирина Ефимова играет за всех и быстро меняет лица: вот она няня, а вот уже Татьяна, вот Онегин, а вот и сам Александр Сергеевич — лица мелькают, тасуются, как колода карт. Время убирает с лиц все наносное, превращает девушек в княгинь, а денди — в... девушек, оставляя к финалу лишь голое рацио.
— Это моя идея — театр из чемодана. Ты с минимальным набором необходимых для спектакля атрибутов — только с тем, что поместилось в чемодан, — приходишь в зал: странствовать, просвещать, нести культуру в массы, — комментирует Анна Чаленко. — Все началось, когда мой сын пошел в школу: ко мне обратились учителя «началки» с просьбой познакомить детей с литературой по внеклассному чтению. И я поняла, что делать нужно так, как было у нас в детстве, когда к нам школу приходили артисты. Ведь ничего у них не было: ни музыки, ни реквизита. Но они приходили и читали произведения. Тогда у каждого артиста должно было быть что-то, какое-то произведение в работе, именно чтецкое. Сейчас же этого нет вообще, в том числе из-за повальной оптимизации.
Читать полностью: www.sovsibir.ru/news/176412