О ПРЕКРАСНОЙ МЕЛЬНИЧИХЕ И СОВРЕМЕННЫХ ПАТТЕРНАХ
Все девочки любят сказки. Особенно про любовь и со счастливым концом. Увы, но современность заставляет переосмыслить и внести коррективы даже в старинные, испытанные временем истории. В нашем мире принцессы сами, не дожидаясь заезжих рыцарей, устраивают свою судьбу, радостно выходят замуж за драконов и при разводе получают в собственность половину заколдованного замка. Заметно претерпел изменения и образ принца. Нынешний принц потерял вместе с белым конем изрядную долю своей субъектности и топчется где-то на вторых-третьих ролях.
Примерно на такие размышления меня подвиг премьерный спектакль-сказка ГДТ Сергея Афанасьева «Королева Гвендолин» в постановке Анны Зуевой. Питерский драматург Ханна Дарзи пересказала в стихах известную историю братьев Гримм, добавив в нее массу новых подробностей и сюжетных поворотов.
На руку прекрасной мельничихи претендуют двое – старый тролль, брюзга и мизатроп, и молодой король Жильбер, легкомысленный, инфантильный, не обремененный понятиями о нравственности и вдобавок проигравший в карты все свое королевство. На мой женский взгляд, тролль при таком раскладе предпочтительнее. Однако девушка влюбляется в короля. Хотя тот не подает ей для этого ни малейшего повода. Что поделаешь – любовь зла. И за свой неразумный выбор героине предстоит расплачиваться на протяжении двух действий и почти трех (с антрактом) часов.
Без всякой иронии скажу – сказка получилась вполне себе милой и душевной, хотя и несколько тяжеловесной из-за пространных стихотворных монологов. Зато внятно рассказанной и даже с очевидным нравственным посылом – что для нынешнего детского театра, больше уповающего на шум, свет и спецэффекты, редкость. Но я не собираюсь, упаси бог, писать рецензию, поэтому не стану разбирать здесь ни режиссерские удачи-неудачи, ни актерские работы.
Я о том, как современные поведенческие паттерны отражаются в современных же сказках.
Центральный персонаж спектакля и главная во всех отношениях роль – это, конечно, дочь мельника. Мужественная, великодушная, самодостаточная, умеющая брать на себя ответственность. Готовая решать свои и чужие проблемы. Способная прокормить не только себя и ребенка, но и своего непутевого мужа… Вам это ничего не напоминает? А еще любящая, терпеливая, всепрощающая, всегда готовая оказать мужчине поддержку. И при этом сохранившая и красоту, и нежность, и женственность.
Вы ведь уже догадались?
Да, это идеальный образ нашей современницы. Точнее – воплощенные ожидания общества, которые оно на каждую из нас сегодня возлагает. И которым «настоящая женщина» должна соответствовать. И если вы очень–очень постараетесь и выполните все условия, то в конце вас будет ждать заслуженная награда – любовь короля. Та самая, о которой во все времена мечтают все принцессы и мельниковы дочки.
Конечно, это миф. Наградой за все ваши старания будет в лучшем случае невроз. Да и нынешние короли, если верить авторам спектакля, не могут удержать в руках ни меч, ни королевство, а только и умеют что совершать глупости. Причем совершив все глупости, что положены им по воле судьбы или драматурга, сядут вам потом на шею. Вы правда о таком мечтали?
Сказка – ложь, да в ней намек. Очень толстый намек на роль, которую жизнь нас заставляет играть – и увы, не на сцене.
Здесь можно было бы поставить точку… Но мы забыли про обещанный счастливый конец. Все ж таки перед нами не социальная драма, а добрая детская сказка. История о том, что настоящая дочь мельника не только коня – то бишь тролля – на скаку остановит, но и жадного, пустоголового и трусливого мальчишку, нянюшкиного сынка и неисправимого игромана сможет наставить на путь истинный и превратить в настоящего мужчину. Ну пусть не вполне настоящего, но почти.
Впрочем, в такие чудесные превращения в наше время уже мало кто верит. Поэтому спишем это на чистой воды волшебство – как то и приличествует сказке.
Нина Пашкова