Дебют молодого режиссера
В Новосибирском городском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева студентка НГТИ Дарья Догадова поставила свой первый спектакль на профессиональной сцене – "Под одной крышей" по пьесе Людмилы Разумовской.
Написанная сорок лет назад, эта пьеса триумфально прошла по многим сценам. Сегодня конфликт трёх поколений женщин, которые не умеют и не хотят понимать друг друга, уже не раз обыгран, разобран, расписан… Домашняя тирания, поиски свободы, жажда любви... Казалось бы – о чём ещё тут говорить? Оказывается – есть о чём.
Бабушка Нина Петровна в исполнении Ирины Ефимовой – вовсе не та старушка, которая заела жизнь детям и внукам. Да и смешно сегодня слышать – старушка в 58 лет. Все-таки 40 лет со дня написания пьесы – срок немалый. И актриса достоверно рисует нам нашу современницу, декларирующую свой почтенный возраст, но не готовую принять старость. Да и как её примешь, когда дом то оставить не на кого.
Валентина (Анастасия Неупокоева), 38 лет, страдающая от того, что мечты не сбылись, – вовсе не рефлексирующая интеллигентка, а агрессивная невротичка. Смещаются акценты, и именно Валентина своим психозом, своим вечным плачем и страхом старения отравляет мир вокруг. Рядом с ней порой страшно находиться. Невостребованность корёжит, ломает душу и характер, и уже весь мир, все окружающие виноваты в том, что Валентина не сумела построить свою жизнь так, как мечтала. Ах, как ей хотелось быть певицей, и не беда, что нет голоса. Но ведь так здорово было бы выходить на сцену и купаться в лучах славы. А вместо этого – маленькая квартирка, куда и мужчину не привести, мать, непонимающая ее духовных устремлений.
И мечтательная барышня превращается в фурию, поедающую мозг окружающих. Их ужасно жалко, героинь спектакля – нелюбимых, одиноких, озлобившихся.
И страшно за Любочку – светлую 17-летнюю девочку, которую очень точно и достоверно играет студентка НГПИ Кристина Ямщикова.
Реалии сорокалетней давности вписать в современный мир непросто. Монологи старших героинь кажутся порой нарочитыми, пафосными. Выпадают из современности. Но Дарья Догадова решает проблемы по-режиссёрски, театральными методами, не прибегая к модным мультимедиа эффектам. Придуманный калейдоскоп, сквозь которой смотрит на родных Любочка, словно волшебная палочка переворачивает текст, помогает его адаптировать к дню сегодняшнему, сосредоточиться не на деталях быта, а на главном – на взаимоотношениях трех женщин, на поисках взаимопонимания.
И надежда, которая робко появляется в конце спектакля, тоже прописана аккуратно, намёком, без излишней дидактики.
Евгения Буторина
http://www.rewizor.ru/theatre/views/molodye-rejissery-na-stsenu/