Под ритмы там-тамов…
Двенадцатое тысячелетие до нашей эры: нетронутая природа, чистые реки, кишащие живым мясом леса… Люди уже существуют. Они уже изобрели лук со стрелами, для чего потребовались изощренные силы ума… И это изобретение, сделанное, несомненно, во благо, уже превратилось в грозное орудие, которое один человек направляет против другого человека. Стрелой в спину убит Длинный, и племя начинает свое расследование…
Когда речь идет о временах столь отдаленных и экзотических, велик, казалось бы, соблазн поставить костюмированный спектакль — с живописными одеяниями из звериных шкур, мамонтом на вертеле, первобытными танцами под там-тамы… Из всего этого заманчивого списка режиссер-постановщик Сергей Афанасьев оставил только там-тамы. Бить в барабаны молодых актеров учил художественный руководитель ансамбля «Маркелловы голоса» Игорь Тюваев.
Во всем остальном режиссер отказался от атрибутики каменного века. Людей первобытного племени он одел, как говорится, в одежды всех времен и народов. Глава рода — в костюмчике, при галстуке и с министерским портфелем. Вдова Длинного — в мини и на каблуках, другие хорошенькие дикарки тоже в чем-то весьма симпатичном — в горошек, крапинку и клеточку. Человек боя — в джинсе, его «группа поддержки» — качки «в адидасах». Черепашка — в очках «ботаника», а Ушастый чистит яблоко перочинным ножом… Да и первобытные танцы, которым с таким неистовством отдаются актеры, вполне можно спутать с современными клубными… У афанасьевцев, по обыкновению, все с выдумкой, юмором и куражом.
Жанр пьесы Александра Володина, как и спектакля, заявлен как «детектив каменного века». И тут все развивается строго по законам жанра. Есть тело, есть подозреваемые, улики, есть «суд присяжных»… Есть желание свалить преступление на чужака, найти стрелочника или использовать ситуацию в своих интересах. Все как у нас. Человеческая природа за прошедшие тысячелетия изменилась не так уж и заметно.
В итоге находят и заказчика, и исполнителя. Но наказывается не виновный, а более слабый и к жизни не приспособленный. И за первой стрелой следует вторая… И вот люди уже больше не равны, не свободны и не живут одной большой дружной семьей. Племя неспокойно и взволнованно. Воинственные ликуют в предчувствии благотворных перемен. Мальчишки зачинают драку. Среди женщин завязываются ссоры. И старики начинают всерьез беспокоиться за свои места у костра…
— Пьеса создавалась в 70-е годы, и автор зашифровал между строк протест против существовавшей тогда власти, — говорит Афанасьев. — Ставя спектакль сегодня, мы адаптировали его к нашему времени, отказались от каких-то моментов и сместили акценты. Вопрос о первом куске мяса, кому он достанется, и кто будет определять лучших, первых и последних, обращенный к нашим умам и сердцам автором, сегодня приобретает новый смысл. По-новому звучит и лозунг «Кто не работает, тот не ест». Но все мы в разное время своей жизни бываем и теми, кто работает, и теми, кто не может работать. Это молодые, еще не вступившие в самостоятельную жизнь, и старики. Как быть с ними? По каким законам должно строиться справедливое общество? У Володина можно найти отголоски самых серьезных проблем. Мы не стали замахиваться на глобальную разработку темы. Мы лишь показали историю с точки зрения группы молодых людей, попавших в сложную ситуацию…
Все занятые в спектакле актеры — недавние выпускники театрального института, преимущественно актеры «Первого театра». Для них это был первый серьезный экзамен. И первый серьезный успех. Премьера спектакля состоялась в Санкт-Петербурге на V фестивале Александра Володина, где наш театр хорошо знают и любят. «Две стрелы» были показаны в малом зале театра Ленсовета. Зал, рассчитанный на 160 зрителей, вместил две сотни желающих. Еще примерно столько же было вынуждено уйти, поскольку не смогли купить билеты. Билеты были распроданы задолго до начала фестиваля. У перекупщиков на входе они продавались по 1–1,5 тысячи. По словам организатора фестиваля театрального критика Марины Дмитриевской, это напомнило ей лучшие годы Таганки, Ленкома и МХАТа, когда билетики на спектакли спрашивали еще за несколько кварталов до входа в театры…
Как говорят занятые в спектакле актеры: «Можно только мечтать о том, чтобы начинать творческую карьеру с такого спектакля, такой сцены, такого режиссера».
И, добавим, такого успеха!