Эва Кокк: «Эффект Золушки»: Сказка наоборот в стиле арт-хаусного карнавала
В театре Афанасьева состоялась премьера мюзикла «Эффект Золушки» — дерзкой, яркой и остроумной деконструкции знакомой с детства истории. Авторы, Сергей Афанасьев и Дмитрий Рябов, предлагают не просто пересказ, а хитросплетение миров, где сказка сталкивается с реальностью, переворачивая ее с ног на голову.
Идея и сценарий. Сюжет напоминает путешествие Алисы в кроличью нору, но вместо Страны Чудес — королевство Золушки. Героиня нашего времени, скептичка Маша (Ульяна Лемешко), за отрицание волшебства попадает в сказку на перевоспитание. Однако фишка постановки в том, что это лишь первый акт. Пройдя классический путь Золушки и влюбив принца, Маша вместе с ним переносится в свой, современный мир. И теперь испытания ждут уже не её, а сказочного принца, а сама героиня получает шанс пересмотреть свои «сказочные» идеалы. Уникальность постановки в том, что это первая сценическая реализация сценария Рябова, и она наполнена свежестью и актуальностью.
.jpg)
Визуальный ряд и звук. С первых минут спектакль захватывает широкая палитра красок. Свет заливает сцену неоновыми тонами. Костюмы — это отдельный вид искусства, создающий ощущение безумного комикса или арт-хаусного мультфильма. Отдельного внимания заслуживает уникальный, футуристичный, эксклюзивный саундтрек, созданный специально для этого спектакля.

Актёрские работы — от гротеска до органичности. Ульяна Лемешко в роли Маши убедительна и обаятельна. Её героиня — современная девушка, чьи ирония и растерянность понятны зрителю. Семён Лопатин в роли Принца создаёт идеально «сказочный» инфантильный образ Прекрасного Рыцаря с неповторимой легкомысленной походкой.
Особый восторг вызывают персонажи сказочного мира, сыгранные с потрясающим комическим размахом. Трио антагонистов — мачеха Брунгильда (Татьяна Жулянова) и её дочки Матильда (Любовь Радина) и Клотильда (Ангелина Чумакова) — это чистой воды диснеевское злодейство, доведенное до абсурда и совершенства. Их слаженная игра — настоящий мастер-класс комедийного ансамбля.

Также стоит отметить фею-крестную (Анна Герия) — эксцентричную, с пластикой и речью героини в духе комиксов, которая управляет хаосом, словно режиссер внутри пьесы. И, конечно, звездой второго плана становится следователь (Тимофей Ситников) — харизматичный «жигало», чья песня о «девочках в коротких юбочках» с танцующими полицейскими на фоне — это гениально уместный и смешной сюр.
Режиссура и финал. Режиссура балансирует между иронией, мелодрамой и чистым карнавалом. Современные «приколы» и мета-отсылки бьют точно в цель, потому что являются частью базы спектакля. Кульминацией этого безумия становится арт-хаусная сцена боя Принца и… Саксофониста (Никита Васильев). Звучит невероятно, но смотрится как оригинальная развязка этой истории.

Гранд-финал — это большой, безумно весёлый выход всех персонажей, прощание со зрителем и тот самый брошенный в зал букет невесты, который становится эмоциональным аккордом милоты и непосредственности.
«Эффект Золушки» — это мюзикл-игра. Смешная, яркая, безумная постановка. Здесь поют и танцуют все — от придворных до мышей, и в этой всеобщей радости к жизни и есть главное волшебство. Спектакль доказывает, что сказки нам всё ещё нужны, даже если мы в них не верим, — чтобы посмеяться над ними, а потом найти в них новый, неожиданный смысл.
Текст: Эва Кокк