Эва Кокк «ОСТРОВСКИЙ НА МАЛОЙ СЦЕНЕ: «НЕ ВСЁ КОТУ МАСЛЕНИЦА» В ПОСТАНОВКЕ СЕРГЕЯ АФАНАСЬЕВА»
Камерная сцена — это всегда возможность разглядеть душу спектакля крупным планом. Постановка Сергея Афанасьева по знаменитой пьесе Островского «Не всё коту масленица» блестяще использует это преимущество. Зритель не просто наблюдает за историей, а оказывается в самой гуще событий, проживая их вместе с актерами, чьи эмоции видны до малейших деталей.
С первых же минут становится ясно, что это не просто комедия. Режиссер и художники по свету и звуку создают многогранный мир. Яркий, почти солнечный свет соответствует легкому и остроумному началу, но в кульминационных моментах — например, в сцене поцелуя — его сменяет страстное красное освещение, обнажающее настоящие чувства и драматизм ситуации. Музыкальное сопровождение — лиричный джаз Лауры Фиджи — добавляет истории глубины и интимности, превращая комедийную основу в трогательную мелодраму.
Сердце спектакля — это, безусловно, актерский ансамбль. Все шесть ролей выписаны и сыграны с невероятной точностью.

В центре истории — дуэт вдовы Дарьи Федосеевны Кругловой (Татьяна Жулянова) и ее дочери Агнички (Анастасия Гуреева). Татьяна Жулянова создает образ мудрой, уставшей, но бесконечно любящей матери, которая вопреки прагматизму мира выбирает для дочери счастье, а не богатство. Анастасия Гуреева — это искреннее и обаятельное воплощение юной непосредственности. Их связь на сцене ощущается физически: взаимное понимание, теплые взгляды, совместный хохот над ухажерами создают невероятно живой и душевный образ семьи.

Им противостоит другая пара — богач-самодур Ермил Зотыч Ахов (Петр Владимиров) и его робкий племянник Ипполит (Семён Лопатин). Петр Владимиров великолепен в роли наглого нарцисса, уверенного, что деньги дают ему право на всё. А Семён Лопатин проделывает потрясающую трансформацию своего героя: от застенчивого, почти бесхребетного служаки до человека, готового на отчаянный бунт. Его сцены отчаяния, где он кусается, угрожает себе ножом и рыдает на скамейке, одновременно уморительны и пугающи. А его кульминационное «Чик!», переламывающее ход событий, становится символом этого тихого безумия, на которое толкает человека жажда свободы и любви.

Особое очарование постановке придают второстепенные персонажи. Кристина Кириллова в роли служанки Маланьи почти без слов создает законченный и смешной образ простой женщины, которая, однако, не лишена своего достоинства. А Анна Терехова (Феона) искусно ведет повествование, выступая связующим звеном между персонажами. А их плавные, почти танцевальные перемещения под джазовые композиции между актами — отдельное эстетическое удовольствие.

Режиссер Сергей Афанасьев делает смелые и точные ходы. Прямые обращения к залу, длинные монологи, работа с паузами и бездействием — все это требует высочайшего мастерства от актеров и доверия к зрителю. Сцена примерки ожерелья, где Агничка в полной тишине сияет от счастья, или финальный монолог Ахова на фоне замерших героев — это уроки высшего актерского мастерства, которые захватывают больше, чем любая активная экшн-сцена.
Несмотря на сложность языка Островского, актерам удается сделать его живым и естественным, и уже через десять минут кажется, что по-другому эти люди говорить и не могут.
Финал спектакля идеально соответствует пословице, вынесенной в название: за внешним торжеством масленицы неизбежно наступает строгий пост. Самодур Ахов, выведший племянника «на посмешище», в итоге остается в дураках. А появление на сцене цыплят, которых приносит Феона, — это гениальная режиссерская находка. Этот трогательный, до слез умилительный момент ставит точку, напоминая о простых, вечных и настоящих ценностях, которые всегда побеждают грубую силу и деньги.
Этот спектакль — прекрасный пример того, как классика, пропущенная через призму современного прочтения и камерного формата, обретает новую, искреннюю и глубокую жизнь.