Мария ХАТУНЦЕВА «ЧЕХОВ — ВЕРСИИ. XXV Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна»
«Мелиховская весна» в 2025 году отмечала двойной юбилей: самого фестиваля, который вот уже 35 лет проходит в музее-заповеднике, и 130-летие пьесы «Чайка», на писанной здесь. За десять дней в Мелихово сыграли 23 спектакля театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Уфы, Улан-Удэ, Тамбова, Пензы, Твери, Орла, а также Белоруссии, Казахстана и Китая.
Чеховские миры. «Чайки»

«Чайки» «Мелиховской весны» поражают разнообразием — это и темная, строго-академичная работа Л.А. Додина, и легкая, молодая, воздушная китайская «Чайка» Сычуаньского народного художественного театра, насыщенная традициями китайской культуры. Это уже не привычный нам драматический театр, а игра ролей-масок, щедро сдобренная музыкальными номерами. А между ними — «Чайка» Сергея Афанасьева из Новосибирского городского драматического театра — центральное событие фестиваля не только из-за своего места в программе, но, в первую очередь, благодаря созданной им плотной и насыщенной чеховской вселенной.
И масштаб замысла, и цитаты из преж них спектаклей театра указывают на то, что режиссер подводит некий итог своей чеховианы. Жанр определен как драматический роман в пяти пьесах: мы действительно имеем дело не просто с кол лажем «по Чехову». Режиссер ставит перед собой оригинальную задачу и кропотливо выстраивает все «межпьесовые отношения» в драматический роман, который не был написан Антоном Павловичем. Чтобы воспринять спектакль во всей полноте, нужно быть близко знакомым со всеми драматическими произведениями автора, и даже при такой подготовке тяжело с первого раза распутать этот клубок.
Так, Треплев (Константин Брюзгин) не только ставит «что-то декадентское», но и репетирует «Вишневый сад», а роскошная Аркадина (Снежана Мордвинова) играет в пьесе, написанной Тригориным (Тимофей Ситников). Отсюда возникает шекспировский мотив: «Весь мир — театр, а люди в нем актеры». Смешавшиеся линии и герои разных пьес — то ли последнее видение автора, то ли самостоятельная жизнь произведений после смерти творца. В Мелихове правильно будет выбрать второе, потому что здесь Чехов действительно продолжает жить.
СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР, 10. ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ № 1–281/2025
Текст: Мария ХАТУНЦЕВА
Читать полностью: https://strast10.ru/chitaem/281