НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ СОЛОВЬЁВ И ЕГО АКТЁРСКИЙ ПУТЬ
Николай Алексеевич Соловьёв – заслуженный артист России, имеет 4 награды конкурса «Парадиз» в номинации «Лучшая мужская роль» и награду Всероссийского фестиваля им. Веры Редлих. За свою карьеру Николай Алексеевич успел сменить несколько театров, сняться в десятке фильмов и сериалов, выступить в качестве режиссёра-постановщика 11 спектаклей и сыграть более 70 ролей в НГДТ под руководством С. Афанасьева. Сегодня актёра можно увидеть в спектаклях «Три невесты старика Чмутина», «Анна», «Левин», «Зелёная зона», «Шутки в глухомани» и других.
Николай Алексеевич – один из членов первой труппы театра, «стоявшей у истоков» НГДТ. Но когда-то артист даже не думал, что его судьба будет связана с искусством:
“Я вырос в Норильске, на Севере. С 16 лет работал монтажником контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации в бригаде отца. Быстро пошел на разряд, получал бешеные по тем временам деньги - 500 рублей.
Как-то мы с другом “ломанулись” - решили устроить путешествие из Новосибирска в Сочи на велосипедах. Договорились, маршрут проработали по карте. Снял я деньги – денег море было: у меня – 1500, у друга – 1000. Все вещи мы отправили в Сочи до востребования, а сами прилетели в Новосибирск. Почему не поехали из Норильска? Потому что там дороги не было просто.
Прилетели в Новосибирск, было воскресенье. Велосипедов не продают. Решили пойти прогуляться, сходить в театр. В Оперный пошли. Как сейчас помню, там шла “Пиковая дама”, народу было очень мало. А мы идём, думаю: “Надо водочки купить”. Купили бутылочку водочки, как-то неудобно, купили газету “Вечерний Новосибирск”, завернули её и прошли. Сидели далеко, выпивали. Потом начал я читать газету и смотрю: “Новосибирское театральное училище объявляет набор”. Я говорю другу: “Вот, Серега, есть такое училище, поеду на следующий год поступать”. Он говорит: “Да ну, не поступишь”. Ну и поспорили на бутылку коньяка. На следующий год я поехал и поступил”.
С НГДТ (а тогда театром-студией) Николай Алексеевич познакомился, когда приехал ставить «Неудавшийся спектакль» (Д. Хармс). С тех пор актёр успел побывать в разных уголках страны: служил в театрах Норильска, Прокопьевска, Санкт-Петербурга, Новосибирска, но НГДТ его «не отпускал», и он несколько раз возвращался:
“Я приехал из Москвы, мне друг мой письмо написал: “Коль, тут открылся театр-студия, какой-то Афанасьев руководит, наши все там, давай приезжай, Хармса поставим”. Я так “репу почесал”, думаю: “Ладно, поеду”. Приехал и как-то закрутилось, я влился и всё, тогда-то и почувствовал, что это “мой” театр.
Вернулся, потому что театр хороший. Когда я служил “Hа Литейном”, за три года вообще ничего не произошло, ни одного события не было, чтобы спектакль прям эмоциями захлестнул. Ну и как-то подумал, что там нечего “ловить”.
Мы с Афанасьевым понимаем друг друга. Он мне никогда почти ничего не говорит, я сам влезу, спрошу что-то, он выйдет, покажет и всё понятно сразу. Может даже не выйдет, кинет какой-то “манок” и всё”.
Кроме ролей в театре у Николая Алексеевича были и кинороли. Увидеть актёра можно в таких проектах, как «Высокие ставки. Реванш», «Погоня за прошлым», «Дети ветра» и десятке других. Несмотря на большое количество киноработ, театр для актера оказался на первом месте:
“Театр и сериалы – это абсолютно разные вещи. Сериалы – это просто сериалы, если это не какой-нибудь Андрей Звягинцев. К нему я бы, конечно, с удовольствием бесплатно даже пошел, ещё доплатил бы. Вот такое кино мне близко, но я в таком не участвовал, к сожалению.
А так сериалы – это заработок просто, работа. Как бывает? Тебе звонит агент, рассказывает какая ставка, какие условия. Просишь прислать сценарий, смотришь, педофилов нет каких-то и всё (прим. авт. – Николай Алексеевич имеет ввиду персонажей). Приехал, текст выучил, иногда посидел с режиссёром, если вопросы какие-то есть, но в основном их нет.
Кино – это техника в основном, а вот театр – это жизнь. В кино рублено всё, из кадра вышел – всё забыл. Там техникой надо владеть, а в театре – всем. Не знаю, это другое, дышишь по-другому”.
В сериалах артист в основном играл бандитов и негодяев, а в театре, как говорит он сам, таких персонажей просто нет. Действительно, сегодняшние его роли далеки от «криминала». Например, артист играет главного героя в спектакле «Три невесты старика Чмутина», создавая очень знакомый образ пожилого человека:
“Не знаю, брал ли я от себя какие-то черты для Чмутина, это же не так, что я продумываю: “Здесь я от себя возьму, здесь от “Васи”… Естественно, я представляю себя в ситуации, действую в соответствии с этим. Там ситуация классическая для людей пожилого возраста. Вдруг хотят женить, естественно, это вызывает стыд: “Что я вам? Жеребец какой-нибудь на конюшне, чтобы мне кобылку приводить?”
Наверное, я от отца своего что-то брал. Не знаю. Можно, конечно, каких-то красивых слов наговорить, но, по-честному, не знаю, мало что понятно.
Это же не от головы идёт, внутри что-то “дзынькает”. Если “дзынькает”, значит всё правильно идёт. Если не “дзынькает” ничего внутри, значит такой спектакль будет. Что это? Бог его знает. Не всё же можно словами объяснить”.
Николай Алексеевич говорит, что любимую роль ещё не сыграл, но та, которая очень нравится, несомненно, есть – Лев Николаевич Толстой в дилогии «Анна» и «Левин»:
“Обожаю ощущать себя Толстым. Он у нас такой, немного с юмором, немного нелепый – мне нравится.
При подготовке к роли писем я не читал ни разу. Я же не Толстого играл, а себя играл в какой-то ситуации. Если бы я был Толстым, написал бы кучу писем, отдал бы свою жизнь поиску нравственности какой-то… Он же действительно как ребёнок, он верил во что-то”.
Николай Алексеевич не объясняет себе, как рождаются роли, также как и не объясняет, что такое бесконечность. По его словам, главное – верить, а если понял, то уже не веришь.
Анна Пыресева (студентка кафедры журналистики НГПУ)