Дипломированный «Царь Салтан»
Театр Афанасьева открыл сезон сказками для детей, а продолжит сатирой на мир взрослых
ПРОВЕДЯ первые месяцы сезона в информационном вакууме, к ноябрю Городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева таки разразился новостями. Что приятно, исключительно хорошими. Авторская труппа представила премьеру «Сказки о царе Салтане», заработала пару дипломов международного фестиваля и получила весомый грант из рук всемогущего министра культуры В. Мединского.
Современная действительность такова, что отсутствие новостей — уже хорошая новость. Однако театральной жизни это утверждение не касается. Здесь регулярные известия сродни свежему бюллетеню о состоянии здоровья. Пациент может быть скорее живым, чем мертвым. Или скорее мертвым, чем живым. Но пока о нем поступают хоть какие-то сведения, он однозначно существует. К чему это я? А к тому, что Городской драматический театр в последнее время присутствует на культурной карте города очень скромно. Новости о том, что происходит в государстве Сергея Афанасьева, поступают редко, впроброс. И очень даже напрасно. В подвальчик на Вокзальной магистрали не ходят за модными актерскими лицами или сверхактуальной столичной режиссурой, но этот театр знают и любят. За обаяние, характер, искренность, за свой неповторимый почерк и уникальное «лицо». И вестей из тамошнего закулисья ждут с особым нетерпением. Вывод напрашивается один: вы привлекательны, я чертовски привлекателен, так чего же время терять?
Впрочем, сожалеть о потерянном времени в театре Сергея Афанасьева вряд ли придется. По крайней мере, если речь идет о последней премьере для семейной аудитории — «Сказке о царе Салтане» по одноименному произведению Пушкина. Режиссер-постановщик спектакля — Анна Зуева — похоже, всерьез решила укомплектовать детский репертуар ГДТ хитами отечественной литературы. До этого Анна поставила с афанасьевцами «Приключения деревянного мальчика» по мотивам «Золотого ключика» графа Толстого. И наверняка еще добавит к списку пару-тройку названий в ближайшем будущем. Ноябрьская премьера — третья «Сказка о царе Салтане» в биографии молодого новосибирского режиссера. Годом ранее Анна Зуева воплотила текст на сцене Учебного театра НГТИ. В октябре 2015-го создала вариацию на площадке Молодежного театра Алтая, художественным руководителем которого также выступает Сергей Афанасьев. В общем, сказочный блин просто не мог выйти комом.
Новая «Сказка о царе Салтане» — отличный пример того, как хороший спектакль для детей можно сделать на голом энтузиазме, без внушительного бюджета. Спору нет, руководители театров не должны финансировать детский репертуар по остаточному принципу, но если средств на постановки не хватает в принципе, то можно и пофантазировать, с чем режиссер Анна Зуева и художник Любовь Бойкова справляются успешно. Стереотипную сусально-расписную пряничную Русь мастерицы заменяют на славное домотканое царство. Простецкое, но уютное и домашнее. Бродить по такому в вязаных носочках не перебродить, мерить холстами и шалями — не измерить.
СЦЕНУ постановочная команда выстилает семимильными половиками. Из бросовых материалов (веревок, бумаги, деревяшек, прессованного картона, лент и полосок ткани) творит все, что только взбредет в голову, — ветряки и штурвалы, дворцы и острова, морскую стихию и корабли. Героев с лубочным юмором и изобретательностью наряжают в веселые вязаные вещицы, отчего стираются и пафос истории, и дистанция между сценой и залом. Тридцать три богатыря здесь чинно выезжают в деревянном ящике и, несмотря на карликовый рост (от силы четыре вершка), имеют весьма суровый вид. Белочка жонглирует орехами и ховает чистый изумруд в походный рюкзак. Гигантский комар метит картонным носом в теткин глаз. А из ДСП-шной лебеди нарождается вполне себе симпатичная царевна.
Ни о какой гармонии пушкинского стиха в спектакле речи не идет — и слава богу. Потому что стихи замечательные, а о гармонии у всех свои представления. Нет ничего страшнее, чем взрослые дяди и тети, академично жгущие сердца маленьких зрителей великим пушкинским глаголом. В сказке Анны Зуевой текст звучит, как народный, и доносится с простотой и легкостью, будто не со сцены подается, из уст в уста передается кумушками — зевакам ярмарочным в назидание и развлечение. Большое внимание уделяется ритмизации текста. Результат выходит не всегда однозначный, но иные места получаются очень эффектно. Актеры по очереди принимают на себя роль рассказчика и всякий раз раскатывают строфы сообразно решению мизансцены. Обыгрывать приходится едва ли не каждую строчку, и сюжет обрастает увлекательными нюансами, деталями и подробностями.
В «Сказке о царе Салтане» нет феерических декораций или богатых исторических костюмов, зато полным полно остроумных режиссерских и актерских находок. Коробейники запросто читают рэп и вступают в кулачный поединок. Ткачиха с Поварихой с Сватьей Бабой Бабарихой кривеют так, что в погоню за кровожадной гадиной бросается, сверкая пятками, сам Царь. Из множества рук сооружается густо поросший лесами остров. Из десятка тел сколачивается водонепроницаемая бочка… Ткать можно и на пальцах, щи хлебать воображаемой ложкой, колесо телеги крутить так, что никто и не усомнится в набранной царской флотилией скорости. Если падать, то смешно. Если зловредничать, то с азартом. Миловать, так до слез. А музицировать — в пляс пускать всю губернию.
Актерская команда — отдельная приятность спектакля. Вчерашние выпускники актерского курса НГТИ отрабатывают режиссерскую задачу по полной. Такие задорные, жадные до игры и эмоций, незашоренные и незаштампованные, тем любопытнее будет увидеть их в работе над серьезным, да простит меня Александр Сергеевич, материалом.
Пока же новички труппы сдавали премьеру, старожилы ГДТ отправились в Омск. Два дня подряд в рамках Х международного фестиваля «Молодые театры России» артисты играли спектакль «Морфий» по произведениям М. Булгакова. Форум был создан в 2002 году на базе омского «Пятого театра» и ежегодно приглашал к участию театральные коллективы со всех уголков страны, а также представителей ближнего и дальнего зарубежья. Целевая аудитория фестиваля — труппы, возникшие на карте России в конце 1980-1990 годов, выдержавшие испытание временем и доказавшие за десятилетия существования свою художественную состоятельность. Первоначально главным побудительным мотивом к сбору и смотру в Омске стало желание совместными усилиями сформулировать проблемы, стоящие перед молодыми театральными коллективами, привлечь к ним общественное внимание и прояснить перспективы их развития. Анализировать театральную ситуацию, узнавать друг друга участникам и гостям фестиваля помогают различные формы общения — мастер-классы, семинары, круглые столы и творческие лаборатории.
В географическом плане Десятый фестиваль перспективных театров выглядел скромнее предыдущих. От приглашения коллективов из-за рубежа по финансовым причинам было решено отказаться, однако на качественной составляющей афиши это обстоятельство не отразилось. Пришлось повысить и возрастной ценз для участников. Если десять лет назад молодым театром считалась труппа с 15-летним стажем, то сегодня на фоне резкого снижения активности возникновения театральных коллективов пора юности пролонгирована до 25 лет.
Фестиваль «Молодые театры России-2015» был закономерно посвящен Году литературы, поэтому в афише главенствовали инсценировки и читки. Новосибирский «Морфий» в постановке Анны Морозовой идеально вписался в концепцию смотра и принес Городскому драматическому театру сразу две премии. Диплом за «Лучшую женскую роль второго плана» получила актриса Ирина Ефимова, а диплом за «Лучшую мужскую роль второго плана» — артист Владислав Шевчук.
На этом чаянные радости единственного авторского театра в Новосибирске не завершились. Художественный руководитель труппы Сергей Афанасьев подкрепил зрительский успех и фестивальные награды получением правительственного гранта в Москве. Как водится, в торжественной обстановке министр культуры РФ Владимир Мединский вручил Сергею Николаевичу субсидию на постановку гоголевского «Ревизора». На спектакль выделено восемь миллионов рублей, которые театр направит на покупку пластического грима, звуковой аппаратуры и техники для световых спецэффектов.
Репетиции спектакля уже начались. Премьера «Ревизора» намечена на 17 декабря. При этом первый показ комедии будет благотворительным. Выручка от продажи билетов пойдет на лечение подопечных фонда «Защити жизнь» — детей со страшным диагнозом «рак». Всего на один вечер Театр Афанасьева превратится в настоящий Гоголевский бульвар, куда зрители попадут, как только переступят порог здания.
Герои разных произведений великого классика в эту ночь оживут в стенах театра и вступят в настоящую игру со зрителями еще до первого звонка. Гостей «Гоголевского бульвара» ждет выставка целующихся вождей в фойе, мертвые Панночки в поисках Хомы, Чичиков за стойкой буфета, мечущийся за стеклом Вий, беседы с Пушкиным и Гоголем за рюмкой водки и многое другое. «Но важнее всего в этот вечер станет истинная причастность к таинству театра, событию, которое случится только здесь и сейчас и больше не повторится, — сообщает пресс-служба театра. — Поддержав проект сегодня, вы станете первым участником подобного мероприятия в нашем городе. Мы надеемся, что этот уникальный вечер станет зарождением новой замечательной традиции новосибирских театров и их партнеров — проведение благотворительных показов».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»