Счастливые люди

Счастливые люди

В постановке Александра Баргмана тонко переплетаются трогательность и юмор: смех без разбега переходит в сантименты, и наоборот
В театре Афанасьева Александр Баргман поставил спектакль «Наш городок» по пьесе Торнтона Уайлдера. История столетней давности из жизни маленького американского городка в глубинке, несмотря на отсутствие каких-либо конфликтов в пьесе, смотрится на одном дыхании.
Александр Баргман — питерский актер, лауреат всех мыслимых национальных и петербургских театральных премий, тесно связан с театром Афанасьева. В начале «нулевых» он несколько раз показывал на сцене этого театра свой знаменитый моноспектакль «Душекружение» по рассказам Набокова», а несколько лет назад выступил как режиссер, поставив с «афанасьевцами» спектакль «Карл и Анна».

Для новой постановки он выбрал пьесу американского классика, написанную в 1938 году. Пьеса знаменитая, но в наши дни не слишком востребованная: очевидно, эта самая бесконфликтность мешает.

История в пьесе излагается простая, как сама жизнь. Есть маленький городок, населенный без исключения хорошими и счастливыми людьми. Главные персонажи — две почтенные семьи, живущие по соседству, — доктора Гиббса (Андрей Сенько) и редактора местной газеты Уэбба (Петр Владимиров). В семьях по двое детей — мальчик и девочка. У Гиббсов старший — сын Джордж лет шестнадцати, у Уэббов — дочь Эмили, его ровесница. Впору было бы ожидать вариации на тему новых Ромео и Джульетты, ан нет — это у Дэвида Линча в маленьких городках нет невиновных, а у Уайлдера исключительная благодать. И вся пьеса — история о том, как мальчик с девочкой полюбили друг друга, а потом поженились. А потом во время родов Эмили умерла.

Пьеса, однако, организована гораздо сложнее — персонажей хоть и немного, но все выразительны. А отрицательных среди них вообще ни одного, и даже запойный органист Саймон Стимпсон вызывает всеобщее сочувствие. Фокус еще и в том, что с ними всеми зрителей знакомит Рассказчик (Владислав Шевчук), а он периодически забегает вперед, и зритель узнает, что тот-то и тот умрут. Миссис Гиббс (Светлана Галкина) — от воспаления легких, Саймон Стимпс (Андрей Яковлев) повесится. Но это знание, в общем-то, не омрачает наше восприятие спектакля, не затеняет трагизмом — в конце концов, все мы смертны. Может, только добавляет спектаклю нежности и в хорошем смысле слова сентиментальности.

Эту пьесу, внешне простую и бессобытийную, невозможно было бы поставить без талантливой труппы, без актеров, способных воссоздать на сцене повседневное течение жизни во всей ее убедительности, умеющих создать образ персонажа из скупых деталей. На сцене — совершенная условность, деревянные обшарпанные стулья, два стола, несколько тазиков, в которых то перебирают фасоль, то подставляют под капающую воду. Но эта скупость реквизита очень сильно подчеркивает достоверность и убедительность актерской игры — и у Петра Владимирова, и у Светланы Галкиной, и у Марины Александровой роли в «Нашем городке» — из лучших. Хороши Нина Сидоренко и Антон Свиряков в роли влюбленных подростков, абсурдно колоритен молочник Хови Семена Летяева.

Режиссер тонко сплавил в этой постановке трогательность и юмор — и одно неотделимо от другого, смех без разбега переходит в сантименты, и наоборот. Этот сплав работает даже в самых смешных сценах, таких как свадебная церемония, где юных брачующихся родителям приходится тащить к алтарю буквально силой. И если уместно говорить о каком-то призрачном «веществе театра» как о некой магии, то оно в этом спектакле есть.

Третье, последнее действие — это уже «разговоры в царстве мертвых», которые ведут «присоединившиеся к большинству», пока «здесь» проходит траурная церемония и родные хоронят Эмили. И в пьесе, и в спектакле нет никакой непреодолимой границы между тем и этим светом — мертвые видят нас и слышат нас, обсуждают нас, и, по их мнению, у живых очень глупый вид.

С этим можно согласиться — мы суетимся, спешим, проживаем наши дни все быстрее и перестаем ценить мгновения жизни, даже мгновения счастья. А спектакль как раз о том, что каждое из таких мгновений неповторимо и невозвратно. И о том, что ценить жизнь надо учиться.

 

Подпишитесь на репертуар и новости сегодня и узнавайте первым о самом важном.


Мы гарантируем, что ваши данные не будут переданы третьим лицам и будут использованы только для рассылки новостей и репертуара нашего театра. Нажимая кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ", вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.