Время "Волжских сезонов"
Прошлое. Настоящее. Будущее?..
В числе созданного ныне очень несправедливо забытым классиком советской литературы Леонидом Леоновым есть много интересного, недоразгаданного. Его своеобразная антиутопия, пьеса «Унтиловск», написанная в 1928 году, была поставлена в только что возникшем на московской театральной карте Новым драматическом театре режиссером Светланой Враговой, и этот спектакль, пройдя через немалые трудности и препоны цензуры, снискал позже широкую известность и помнится до сих пор. Пьеса Леонова и спектакль Враговой не просто говорили - они кричали об острой современности событий, происходивших много десятилетий назад, предупреждали о повторяемости истории в большом и малом, предупреждали о такой незаметной гибели человеческого в человеке.
С той поры мне не доводилось видеть «Унтиловск» ни в одном театре. И вот на фестивале показал свою версию давних событий Сергей Афанасьев - именно этот спектакль в интересном оформлении Евгения Лемешонка и стильной постановке вокальных номеров Игорем Тюваевым Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева счел нужным привезти на фестиваль.
Высочайшая постановочная культура, четкость выражения режиссерского послания, колоссальной силы актерский ансамбль, яркий вокал, отменный вкус - вот отличительные черты этой постановки, единодушно удостоенной наград в номинациях «Лучший спектакль в драматическом театре» (Гран-при) и «Лучшая работа режиссера в драматическом театре», а также двух дипломов за исполнение мужской и женской ролей второго плана.
Признание было полным, потому что спектакль покорил не только жюри, но и переполненный зрительный зал, благодаря своей редкой на сегодняшний день цельности и внятности. Сергей Афанасьев включает действие и персонажей пьесы Леонида Леонова в широкий контекст русской культуры и европейской философии - он ни в одном эпизоде не нивелирует откровенных заимствований из Ф.М. Достоевского, из философии Ф. Ницше, как не убегает и от советских реалий с непременным хоровым пением (спектакль начинается песней, которую исполняют, повернувшись спиной к зрительному залу, все персонажи - «Вы жертвою пали в борьбе роковой...»), рассуждениями о светлом будущем, беспросветным пьянством и горестной констатацией: «Метет...», которую произносит каждый, входящий в дом, осыпая себя «снегом»...
В спектакле вообще очень много поют - выразительно и сильно звучит песня «Небеса мои обетованные...», возникает, словно сновидение, романс из известного фильма «Боже, какими мы были наивными, как же мы молоды были тогда...», ярчайшим выражением душевного взрыва героя звучат строки Бориса Пастернака «Мело, мело по всей земле, во все пределы, свеча горела на столе, свеча горела...». И эта смесь мелодий, слов, настроений разных эпох не вызывает ни малейшего раздражения - она воспринимается органично и дает высокий эмоциональный настрой.
Странно, но кажется, будто сегодня эта пьеса догнала свое время - так живо, так современно звучат реплики персонажей, так рифмуется быт и состояние этих героев с нашим днем, что просто диву даешься! На столе бутылки, в разговорах привычная тоска по иной жизни, мечты мешаются с горечью по несбывшемуся, все крупнее, мощнее выступает с каждым эпизодом то состояние, которое вот уже более полутора веков является своеобразным синонимом загадочной и трагической русской души, все сильнее душит боль от совсем не так, как надо, складывающейся жизни. А мы, зрители, воспринимаем происходящее, как свое собственное, пережитое, передуманное, перечувствованное...
Несмотря на истинную ансамблевость спектакля, нельзя не назвать те замечательные актерские работы, которые запомнятся надолго: Николай Соловьев, играющий расстригу Буслова, в каждом эпизоде живет настолько наполненной жизнью, что его энергетика захватывает зрительный зал, а эмоциональные взрывы вызывают неподдельный страх; Артем Свиряков (Илья Петрович) - вызывает в памяти героев Достоевского и, одновременно, Горького; Зоя Терехова (нянька Пелагея) подкупает удивительной органичностью существования; Андрей Яковлев (Черваков) постепенно по ходу действия вырастает до «подпольного» персонажа Ф.М. Достоевского, с яркой убедительностью показывая путь этого человека; Екатерина Жирова (солдатка Васка) всего в нескольких эпизодах создает полнокровный, запоминающийся характер (момент ее дуэли взглядов с Бусловым - ярчайший штрих подлинно русского психологического театра)...
Одно из главных достоинств спектакля Сергея Афанасьева - неуспокоенная мысль о том, что под внешней бездуховностью и потерянностью общества (пусть и такого небольшого, как в Унтиловске) тлеет огонек духовности, который рано или поздно разрастется костром. Необходимая сегодня мысль, пусть и иллюзорная. Ведь в финале табличка на авансцене, на которой написано «Унтиловск», меняется на другое название - «Новоунтиловск». Неужели уже навсегда?..
Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ